© Клубков Ю. М. 1997 год

 

О ПРОЕКТЕ

ОБ АВТОРЕ

КАТАЛОГ

АВТОРЫ

ОТЗЫВЫ

ГАЛЕРЕЯ

ГОСТЕВАЯ КНИГА

КОНТАКТЫ

 

 

 У Лёни Карасёва проявился писательский талант.

Он опубликовал в Книге 1 Сборника воспоминаний свои интересные мемуары под названием «Вехи жизненного пути», которые всем понравились своей краткой ёмкостью, откровенностью и простотой.

Далее он сотрудничает с журналом «Морская радиоэлектроника», в котором печатаются его статьи по эргономике применительно к управлению сложными комплексами техники и вооружения боевых кораблей. Проблематика симбиоза «человек и машина» близка его военной специальности.

Затем он опубликовал несколько замечательных статей в «Морском журнале». Тема этих статей – история знаменитой Дунайской военной флотилии, на которой он начал офицерскую службу командиром бронекатера, а позднее стал флагманским артиллеристом дивизиона бронекатеров.

И вот в Книге 9 публикуется новая статья Леонида Карасёва о командировке во Вьетнам. Она интересна не столько рассказом об исполнении «служебного задания», сколько описанием изумительной природы Вьетнама, жизни и быта людей, переживших ужасы истребительной войны, которую вела во Вьетнаме американская армия.

 

Леонид Карасёв

 

Командировка во Вьетнам

 

Путевые заметки

 

Суть проблемы и подготовка к поездке

 

После бегства американцев из Южного Вьетнама в 1975 году правительство Социалистической республики Вьетнам (СРВ) обратилось с просьбой к Советскому правительству об оказании помощи Вьетнаму в рамках военно-технического сотрудничества по оснащению вооружённых сил СРВ новыми образцами вооружения и военной техники.

Как показал многолетний опыт ведения боевых действий Вьетнамом против иноземных захватчиков, прежде всего США, основную угрозу армии и ВМФ СРВ, а также промышленным объектам и населению, несли средства воздушного нападения (СВН) – самолёты и вертолёты, базировавшиеся на американских авианосцах. Большую роль в отражении атак СВН по городам, базам и военным частям Вьетнама и их уничтожении сыграли зенитно-ракетные комплексы (ЗРК) средней и малой дальности советского производства. Анализ борьбы с СВН при ведении боевых действий во Вьетнаме свидетельствует о недостаточной защищённости от СВН кораблей и катеров ВМФ СРВ.

В 1970-е годы на вооружении Советской армии и ВМФ появились мобильные переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК) ближайшего рубежа, такие как «Стрела – 2М». Для кораблей и катеров Кронштадтским СКГБ была разработана морская тумбовая пусковая установка (МТУ) для хранения и запуска ПЗРК.

Вьетнамское руководство в 1980 году обратилось к правительству Советского Союза с просьбой о поставках в ВМФ СРВ ПЗРК «Стрела – 2М» с МТУ-4У и оказании технического содействия в размещении их на кораблях и катерах ВМФ СРВ. С этой целью в начале 1981 года была сформирована группа наших специалистов. В группу вошли:

– Карасёв Леонид Васильевич – руководитель группы, капитан 2 ранга, старший научный сотрудник отдела вооружений и командных комплексов управления 1-го ЦНИИ МО (Головной институт военного кораблестроения).

– Бараненко Владимир Георгиевич – главный конструктор МТУ-4У из Кронштадтского специализированного конструкторско-технологического бюро (СКТБ) Главного управления судоремонтных заводов (ГУ СРЗ) ВМФ.

– Семёнов Юрий Константинович – начальник цеха по ремонту материальной части артиллерийского вооружения кораблей артиллерийского завода 4-го управления ВМФ (город Севастополь).

Работать мы должны были, руководствуясь контрактом и техническим заданием, полученными в 10-м отделе ГШ ВМФ, которым в то время руководил мой однокашник Дима Кузнецов. Нам ставилась задача: совместно с вьетнамскими специалистами в период с 7 по 23 февраля 1981 года изучать вопрос об оказании технического содействия в размещении на кораблях и катерах ВМФ СРВ установок МТУ-4У для использования ПЗРК «Стрела-2М». Сказано коротко и ясно, но времени для решения задачи отпущено менее трёх недель. А корабли ВМФ СРВ базируются по всему побережью Вьетнама – от Халонга на севере до Камраня на юге. Пришлось нам объездить и облетать около 1000 км побережья.

Для меня командировка началась в Ленинграде прививкой от холеры с выдачей международного свидетельства о вакцинации.

 

Перелёт в Ханой, знакомство с людьми и обстановкой

 

Наша группа впервые собралась вместе 05 февраля в Москве в 10 отделе ГШ ВМФ. Ознакомились с контрактом, изучили техническое задание, получили информацию, с кем из советских советников во Вьетнаме надо держать контакт. Приобрели в магазинах открытки с видами Москвы (открытки с видами Ленинграда я уже вёз с собой) и художественные альбомы в качестве сувениров и подарков вьетнамцам. Во второй половине дня 6-го февраля вылетели из «Шереметьево – 2» в Ханой. Летели с посадкой в Бомбее (Индия) длительностью часа 2-3. За пределы аэропорта в Бомбее не выходили. Поразила нас жара и ранее, естественно, не видимая нами, роскошь магазинов и бутиков.

В Ханой прилетели в 10:00 по московскому времени 7-го февраля. В аэропорту нас встретил сотрудник нашего консульства в Ханое и наш переводчик вьетнамец Тхой (Коля). Тхой постоянно нас сопровождал во всех пунктах нашего пребывания. Несколько слов о нём. Он младший лейтенант из аппарата начальника технического управления (Техупр) ВМФ СРВ. Окончил наше Бакинское ВВМУ, хорошо говорит по-русски. Жена тоже переводчик с русского, окончила Ханойский Университет. Тхою 31 год, скромный, доброжелательный малый. Был ранен на юге Вьетнама осколком американской шариковой бомбы. Надо полагать, его функции не ограничивались только быть нашим переводчиком.

В аэропорту Ханоя быстро оформили таможенные формальности, подписав какие-то бумажки на вьетнамском языке, и на консульской машине отправились в Ханой. Пересекли по мосту широкую реку «Красная». Легенда гласит, что это один из немногих мостов (рек во Вьетнаме много, мы вскоре в этом убедились), оставшихся не разбомблённым американской авиацией, так как во время налётов американских бомбардировщиков вьетнамцы сгоняли под мост американских пленных. Американцы об этом знали.

В Ханое в аппарате главного советского военного советника генерала армии Абатурова доложил о прибытии группы капитану 1-го ранга Петрову М.А., который доложил о нашем прибытии генерал-лейтенанту Ивашко П.В. – заместителю Абатурова, а тот в свою очередь Абатурову. Получили указания 8-го выезжать в Ханой в распоряжение контр-адмирала Сиверцева А.М. Надо сказать, что советских военных советников во всех родах войск армии СРВ было много, в том числе и в ВМФ. Вот несколько известных мне советников, с которыми мне пришлось общаться:

– капитан 1-го ранга Петров М.А. – в аппарате главного военного советника,

– капитан 1-го ранга Попов В.Н. – советник начальника Техупра ВМФ СРВ,

– контр-адмирал Сиверцев А.И. – старший морской советник,

– капитан 1-го ранга Ленков А.Д. – заместитель старшего морского советника,

– капитан 1-го ранга Лобов А.И. – старший морской советник при командующем 3-м морским районом в Дананге,

– капитан 1-го ранга Воробьёв Л.В. – советник командующего 1-м морским районом,

– капитан 2-го ранга Максимов В.К. – советник при командире 12 бригады ракетных и торпедных катеров.

Почти все советники – офицеры ТОФ СССР, кроме Максимова В.К., который был с Северного флота.

Контакт я в основном держал с капитаном 1-го ранга Поповым Владимиром Николаевичем.

Работа группы советских специалистов проводилась в тесном сотрудничестве со специалистами отдела вооружения штаба ВМФ СРВ, располагавшегося в Хайороне, командирами бригад кораблей, специалистами ремонтных предприятий ВМФ СРВ военно-морских районов. При полным понимании с нами контактировали:

– полковник Хунг-Фук – заместитель командующего ВМФ СРВ, начальник техупра ВМФ СРВ,

– полковник Лионг-Ман – командующий 3-м военно-морским районом,

– майор Дао – командир 161 бригады (СКР, МПК),

 

– полковник Бот – командир 172 бригады (РКА, ТКА),

– полковник Доа – командир 125 бригады (ДКА),

– полковник Чанг-Хуанг-Винь – старший группы специалистов техупра ВМФ СРВ, сопровождавших нашу группу.

Вьетнамцы хорошо, доброжелательно к нам относились, всячески помогая.

 

Осмотр столицы Вьетнама

 

Ночь с 7-го на 8-е февраля провели в гостинице. Утром 8-го на предоставленном нам газике китайского производства под названием «Пекин» вместе с переводчиком Тхой поехали смотреть Ханой. Ханой – мозг нации, сосредоточение её политических, культурных, революционных традиций. В центре Ханоя посетили мавзолей Хо Ши Мина. На площади большая очередь из вьетнамцев в мавзолей. Нас, как уважаемых гостей, провели без очереди.

 

 

Ханой, 8 февраля 1981 года.

В мавзолей Хо Ши Мина с утра стоит огромная очередь народа

 

Самый вьетнамский из городов Вьетнама переполнен историей (тысяча лет), традициями, волевым началом, которое позволило вьетнамцам выстоять и победить в тяжелейшей борьбе против американской агрессии. На центральной площади, напротив мавзолея, располагается наше консульство и представительство главного инженерного управления Госкомитета по внешним экономическим связям Совмина СССР (ГИУ ГКС), решавшего вопросы военно-технического сотрудничества.

Осмотрели очень живописное озеро «Возвращённого меча» – символ жизнестойкости Вьетнама, и другие достопримечательности. Всё виденное требует отдельного описания, а лучше всё видеть самому. Улицы Ханоя поначалу способны ввергнуть в шок. Надо представить улицу, шириной в Невский проспект, заполненную вело-мото толпой. Велосипед – основной вид городского транспорта. В бесконечном потоке вьетнамских, советских, французских, японских и прочих велосипедов автомобиль кажется недоразумением.

 

Переезд в Хайфон

 

Опорные пункты нашей командировки: города Ханой, Хайфон, залив Халонг, города Датен, Дананг. Проезжая этим маршрутом и находясь в пунктах базирования интересующих нас кораблей и катеров, мы наблюдали страну, ещё не полностью оправившуюся от американской агрессии. Видели бункеры-колодцы в скверах и на улицах, закрываемые крышками с дёрном для маскировки, в которых вьетнамцы спасались от «ковровых» бомбёжек американской авиации.

В стране была карточная система на продовольствие и вещи первой необходимости. Продуктовых магазинов, как таковых, не было вообще. Продукты можно было приобрести только на рынках, обозначающих себя чудовищным запахом. Общественный транспорт практически не функционировал. Население передвигалось в основном на велосипедах, мотороллерах и лёгких мотоциклах.

 

От Ханоя до Хайфона 150 километров. Шоссе, ведущее в Хайфон, плотно врезано в рисовые поля: сухие чеки, чеки, залитые водой, изумрудные квадраты рисовой рассады. Буйволы, непривычного вида горбатые коровы, крестьянки (реже крестьяне) по колено в воде, а то и по пояс. Очень тяжёлый труд, орудия труда примитивные – мотыга, вол. Тракторов, насосов с дороги не видно. Зато рис – основной продукт даёт несколько урожаев в год. В каждом городке, деревне, что ни дом, то лавчёнка, – мелочная торговля. Сигареты продаются поштучно. Тхой говорит, что много тунеядцев, чем власти очень озабочены.

Вот и Хайфон – крупный порт на сере Вьетнама. В самое тяжёлое время борьбы против американской агрессии Хайфон и хайфонцы верой и правдой служили стране. Порт работал, а значит, поступали военная техника и боеприпасы, промышленное оборудование и медикаменты, сырьё и продовольствие, в том числе и из Советского Союза. Хайфон американцы долго и жестоко бомбили, разрушили жилые кварталы и предприятия, убили много тысяч жителей, разбили портовые сооружения, минировали устье реки Кам.

Нас поселили в гостинице «Дружба». Номер на двоих просторный с ванной и горячей водой. Постели завешены марлевыми пологами от комаров (их тьма – сезон дождей) и москитов. По стенам бегают какие-то небольшие ящерки и ползают моллюски с раковиной на спине. Вьетнамцы с ними не борются, не уничтожают, так как они поедают комаров.

 

 

Хайфон, гостиница «Дружба», февраль 1981 года

 

Прошлись по городу. В основном двух-трёх этажные обшарпанные дома, с давно некрашеными, нештукатуреными фасадами. Что ни дом, то, как при дороге, мелочная лавка. Рынок грязный и вонючий. Кроме овощей и какой-то рыбы, да непонятно какого ширпотреба, ничего нет. В городе ни одной женщины в юбке, все в чёрных штанах. Такое впечатление, что велосипедистов и мотороллеристов в Хайфоне столько, сколько и населения. Встречаются велорикши. Собак почти нет. Их едят. У вьетнамцев собачье мясо – деликатес. Для этих целей есть специальные фермы.

 

Согласование плана обследования кораблей

 

На следующее утро в 8:00 прибыли в штаб ВМФ СРВ, доложили контр-адмиралу Сиверцеву А. И., познакомились с капитаном 1 ранга Поповым В. Н. Встретились и познакомились с майором Винь – старшим специалистом штаба ВМФ СРВ по вооружению. Проинформировали его о целях нашего приезда и примерном плане нашей работы. Вьетнамцы одобрили этот план. В плане нашей работы числилось ознакомление и дача рекомендаций по размещению ПЗРК «Стрела-2М» на следующих проектах кораблей и катеров:

– средний десантный корабль проекта 771 (3 корабля 125 бригады, базирующихся в Хайфоне),

– ракетный катер проекта 205У (2 катера), ракетный катер проекта 205-ЭР (4 катера), торпедный катер проекта 205 (10 катеров), входящие в состав 172-й бригады, базирующейся в заливе Холонг,

– сторожевой корабль проекта 159 (2 корабля),

– морской тральщик проекта 266 (2 корабля),

– малый противолодочный корабль проекта 201 (6 кораблей).

Корабли проектов 159, 266 и 201 входят в состав 161 бригады, базирующейся в городе Дананг.

Планом предусматривалось также ознакомление со сторожевым катером проекта К-62, постройки КНР (11 катеров), базирующихся в городе Хонгай.

При согласовании плана работ старший полковник Хуанг Фук подчеркнул, что Советский Союз помогает Вьетнаму как социалистической стране, что они ждали нас ещё в ноябре 1980 года. Он рекомендовал сначала посетить Халонг, а затем слетать в Дананг.

 

 

Посещение ракетных катеров в заливе Халонг

 

11-го выехали к заливу Халонг, где базируется 172 бригада ракетных и торпедных катеров. От Хайфона до Халонга 60 километров. Переехали на паромах три водных преграды: залив у Хайфона, реку Вагданг (очень широкую) и залив Халонг у города Хангай.

Залив Халонг и его окрестности – необычайно живописное место. Второго такого места в мире нет, что подтверждено ЮНЕСКО. Вот сюда-то и нужно рваться тем, кто жаждет эксклюзива. Словами не описать – видеть надо!

 

 

Вьетнам, залив Халонг. Скалы «Бойцовые Петухи»

 

Для наших советников отведён на берегу довольно примитивный дом под черепичной крышей с верандой. Приняли нас хорошо, угостили обедом (суп овощной, свинина жареная с картошкой, какое-то мясное-овощное блюдо, печенье и компот). Разместили нас для отдыха каждого в отдельной комнате с уже застеленными кроватями. Советник командира бригады капитан 2 ранга Максимов Владимир Николаевич с Северного флота. Обменялись с ним сувенирами.

 

 

Вьетнам, залив Халонг. Скала «Чайник»

 

 

Вьетнам, залив Халонг.

Сказочный вид из одной из многочисленных пещер

 

Осмотрели ракетные катера проектов 205У и 205РЭ (всего в бригаде 8 катеров), дали рекомендации по размещению на них МТУ-4У, кранцев для хранения ПЗРК, расчёту диаграмм углов обстрела и оборудованию постов средствами корабельной громкоговорящей связи.

Обратили внимание на хорошо слышную артиллерийскую канонаду со стороны вьетнамско-китайской границы. Это КНР и СРВ выясняли некоторые спорные вопросы на границе.

В Хайфон возвращались поздно вечером. Любопытную картину наблюдали на ночной дороге, довольно пустынной. По обеим сторонам дороги с некоторым интервалом светятся огонёчки. Это зажжённые свечки на небольших лотках придорожных торговцев всякой мелочью, например, сигаретами, которые продаются поштучно.

Несколько житейских зарисовок.

Выше говорилось, что вьетнамцы в то время питались и одевались по карточкам. В каждой воинской части, включая корабли и катера, были подсобные хозяйства, на которых разводились свиньи, домашние птицы и выращивались овощи. Видел, как на палубе ДК матросы гоняли поросёнка, пытаясь скрыть его от наших глаз, а на РК в проходе, соединяющем борта катера в средней части, на насесте кудахтали куры. Вокруг стоянки катеров на берегу ухоженные огороды. Точ в точ, как у нас в трудное время.

Мои подчинённые – достойные люди, знатоки своего дела, но, естественно, с разными характерами и особенно в отношении спиртного. Бараненко В.Г. – аскет, а Семёнов Ю.К. – рубаха-парень, не прочь пропустить лишний стаканчик. Приходилось балансировать, особенно на застольях в нашу честь, которых за период командировки было достаточно. Вьетнамцы очень гостеприимны. К нам относились с большим уважением. Сами они слабоваты по части спиртного, но нас пытались напоить, прибегая к известному нам, оказывается, и им, выражению: «пей до дна!». Приходилось держать ухо востро.

 

Перелёт в Дананг

 

12 февраля ездили в Ханой для доклада о работе капитану 1 ранга Петрову. Он назвал нам день возвращения в Союз и сказал, что билеты нам на самолёт уже заказаны. Бродили по городу. Зашли в «серебряный магазин» (торговля относительно дешёвыми украшениями из белого серебра) и в дипломатический магазин при нашем посольстве. В посольском магазине – колбасы твёрдого копчения, портвейн южно-бережный крымский и прочее и прочее. Разительный контраст на фоне пустых вьетнамских магазинов.

 

Ханой 12 февраля 1981 года.

«Серебряный магазин» полон ювелирных изделий из белого серебра

 

От советников узнал о трагедии под Ленинградом, когда в авиакатастрофе 7 февраля погибло почти всё командование ТОФ, в том числе и мои однокашники контр-адмирал Джемс Чулков и контр-адмирал Вадим Коновалов.

Ночевали в гостинице. Рано утром 13-го выехали в аэропорт для перелёта в Дананг. На аэродроме видели АН-26, АН-12, Ил-18, вертолёты. Летели на АН-26. Самолёт для полётов VIP-персон с отсеком на 12 человек охраны. Туда же может разместиться «Волга» М-24. Летели вместе с заместителем Абатурова по политической части и главным военным советником Вьетнамских ВВС.

В Дананге разместились в военном городке наших советников, в котором раньше размещалось подразделение американских специалистов тропосферной связи. Очень хорошие комнаты на двоих с кондиционером. Накормили хорошим обедом. Днём имели продолжительную, содержательную беседу с заместителем командующего 3-м военно-морским районом полковником Лыонг Манн о целях и задачах группы и плане работ. В наше распоряжение был выделен мощный красавец форд.

Вечером купались в бухте Южно-Китайского моря, вода 24-25° С, великолепный пустынный песчаный пляж. Усталости как не бывало. Берег этого знаменитого пляжа, известного под названием «Чайка Бич», уходил за горизонт.

 

Вьетнам, Дананг,14 февраля 1981 года.

Знаменитый пляж «Чайка Бич»

 

Как рассказывали наши специалисты, побывавшие там в конце 1970-х годов почти сразу после панического бегства американцев из Вьетнама, берег пляжа был забит брошенной американцами техникой – джипы, боевые машины, самоходки и прочие по колёса в воде. На рейде американцев ждали корабли и суда для эвакуации. Вьетнамцы обратились к Советскому правительству с просьбой оказать им помощь в определении, что им делать с брошенной американцами техникой. Помощь была, естественно, оказана.

 

Посещение СКР, ТЩ и МПК

 

14-го вместе с вьетнамскими специалистами осматривали корабли: СКР проекта 159, тральщик проекта 266, малый противолодочный корабль проекта 201. Определили места установки МТУ-4У и кранцев для хранения ПЗРК, дали рекомендации по расчёту диаграмм углов обстрела.

Днём встретились с работниками мастерских, которые должны будут размещать ПЗРК на кораблях, и военнослужащими военно-морского района.

Ближе к вечеру были приняты первым заместителем командира третьего военно-морского района полковником Лыонг-Ман. Была беседа о цели и задачах нашего приезда. Беседа протекала за столом, уставленным вазами с бананами, арахисовыми орешками. Было пиво и водка. Пиво отменное. Выпили по 2-3 рюмки водки.

Несколько слов о базе, в которой размещались наши советники.

Размещалась база на берегу моря у подножия большой горы, на вершине которой размещалось много антенн тропосферной связи, работавших в интересах американской армии и ВМФ. Склоны горы покрыты джунглями с обитающей в них всякой живностью (обезьяны, птицы и хищники), которая по ночам издавала жуткий вой на всяких голосах.

Старший морской советник при командующем третьим военно-морским районом капитан 1 ранга Лобов Александр Иванович (в ВМФ Союза начальник штаба 8-й эскадры ТОФ) живёт на базе с женой. Рассказывал, что по утрам иногда на кухонном столе появлялось какое-то свежее мясо. Это мясо приносил вьетнамец-комендант базы, по-видимому, побывав в джунглях. Поначалу, говорит, мы боялись к мясу притронуться, а потом после того, как вьетнамец из мяса приготовил вкусное блюдо, привыкли. Кривит душой, говоря, что так и не узнал, какого животного было мясо.

 

Экскурсия по городу

 

15 февраля, воскресенье. Ездили на экскурсию в Дананг. Ощущали особое почтительное отношение к нам со стороны встречавшихся нам вьетнамцев. Не последнюю роль в этом играл и шикарный форд, на котором мы разъезжали по городу, и тот факт, что нас как бы окружали телохранители – вьетнамские специалисты, сопровождавшие нас, которые при выходе нас из машины, становились вокруг нас, создавая иллюзию нашей охраны. Может быть, в этом был и прямой смысл. Все-таки Дананг – это Южный Вьетнам, долгое время враждовавший с Северным Вьетнамом.

Посетили «ихний Пятигорск» – Пятигорье, большие скалы. В самой большой скале, названной Гора-река, расположены древние буддийские храмы. Один из них действующий, в основном для привлечения туристов. В гротах и больших пещерах горы сохранились древние (VIII-IX века) скульптурные изображения Будды и других божеств буддийской религии. У входа в храм Будды в нише возвышается статуя женщины, символизирующая жизнь. Левая рука её держит сосуд горлышком вниз – символ изменчивости жизни, её течения.

Спускаясь по десяти ступенькам, попадаешь в большую пещеру, освещённую дневным светом, проникающим в разлом пещеры сверху. В центре пещеры большая статуя сидящего Будды. Вход в пещеру охраняют два божества. Один из них свирепый и злой, другой добрый. Это они по указанию Будды сопровождают верующих либо в ад, либо в рай. Горят светильники и курится дымок от тлеющих ароматных палочек.

 

 

Скульптуры Шакья-Муни (Будды) есть в каждом парке

 

С горы открывается великолепный вид на море и окрестности.

Затем в Дананге посетили открытый музей каменной скульптуры народа Чам (VII-IX вв.).

Были в музее Хо Ши Мина, построенном солдатами 5-го военного округа. Очень хороший музей. Рядом с музеем у пруда с рыбами – копия двухэтажного домика из красного дерева, такого, в котором жил и работал Хо Ши Мин в Ханое. Домик миниатюрный, великолепных архитектурных пропорций – истинное произведение вьетнамского искусства. Экскурсоводом у нас была миниатюрная девушка в военной форме, великолепно сложенная. Сопровождал нас директор музея. Как положено у вьетнамцев, после экскурсии нас угостили традиционным зелёным чаем.

Посетили базар. Ни в двух, и в десяти словах не расскажешь. Нужен Дмитрий Крылов из «Непутёвых заметок» на ТВ с его видеоаппаратурой.

 

Возвращение в Хайфон. Чудесное спасение

 

Утром 16-го выехали на военный аэродром Дананга. Довольно долго ждали самолёт. Прилетел из Хо Ши Мина Ан-12, знакомый мне ещё по командировке в Египет в 1965 году. Весь грузовой отсек заполнили до отказа военные с вещами и грузом. В полёте было тяжело – жарко и душно. Никакого сравнения с комфортом на АН-26, на котором мы летели из Ханоя в Дананг.

В аэропорту Ханоя нас уже ждали три машины. В первую (ВАЗ) сели Ленков А.Д., Попов Н.В. и их переводчик. В «Пекин» сели мы – я на переднем сидении рядом с шофёром. Сзади Бараненко В.Г., Семёнов Ю.К. и Тхай. В третью машину – Винь. Едем в Хайфон.

Наш шофёр, обогнал машину Ленкова. Километров за 20 до Хайфона на нашей машине неожиданно лопается левое переднее колесо. Скорость 50-60 км/час. Машину резко заносит на сторону встречного движения, затем к обочине. А далее столкновение с одним мощным эвкалиптом, затем с другим. Их много растёт по обеим сторонам шоссе и посажены они часто. В итоге врезались в угол стоящей у шоссе глинобитной фанзы с крышей, покрытой камышом, и застряли в нём.

И сразу тишина, как в кино, только шуршание осыпающейся кровли и глины. К счастью (буквально), не встретились лоб в лоб с каким-нибудь встречным мазом, которых по шоссе в обоих направлениях шло много. Не сбили ни одного велосипедиста, которых много катило по шоссе. Я от удара поцарапал руку, головой приложился к ветровому стеклу (синяк и ссадина на лбу). У сидевших в машине сзади Семёнова Ю.К. и Тхая ни царапины, у Бараненко В.Б. ссадина на локте. Полагаю, в счастливом исходе аварии помог случай и мастерство водителя. Через несколько минут подъехал Ленков А.Д., и мы пересели в его машину.

Через 10 минут после приезда в гостиницу в Хайфоне, к нам в номер пришёл какой-то старший лейтенант и миловидная девушка в форме с саквояжем, как у А. П. Чехова. Обработала мне и Бараненко ссадины каким-то красным раствором, приготовив его прямо в номере, размешав какой-то порошок водой из под крана. Видимо, это был какой-то мощный антисептик из трав. На следующий день от ссадин у меня и Бараненко ни следа. Старший лейтенант спрашивал нас, как вёл себя шофёр. На что мы дружно ответили, что к шоферу у нас никаких претензий. Правда, этого шофёра мы больше не видели, а машину нам дали новую (буквально). Ужин нам приготовили подчёркнуто быстро, даже с пивом. Перед ужином я и Семёнов Ю.К. приняли по паре стопок за чудесное спасение из оставшейся у трезвенника Бараненко В.К. бутылки.

 

Поездка на базу торпедных катеров

 

Утром 17-го доложил Попову В.Н. черновик совместного с вьетнамцами рабочего протокола об изучении вопроса оказания технического содействия в размещении на кораблях и катерах ВМФ СРВ установок МТУ-4У для использования ПЗРК «Стрела-2М». Попов В. Н. протокол одобрил.

После доклада выехали в Халонг. По пути обращало на себя внимание, как много опрятно одетых детей в деревнях и городах идут в школу.

 

 

 

Всюду во Вьетнаме цветы и дети

 

Также бросалось в глаза большое количество брошенной везде ржавой американской военной техники.

 

В Халонге совместно с вьетнамскими специалистами из технического отдела и ремонтных мастерских подробно изучили возможность размещения на ТКА проекта 206 МТУ-4У и кранцев для хранения ПЗРК.

Вечером Владимир Кириллович Максимов организовал нам русскую баню с парилкой. Парились эвкалиптовыми вениками – аромат и благоухание, само великолепие. Баню построили наши советники сами. Молодцы – русский дух в Южной Азии.

Утром 18-го выехали в сторону Хонгая через переправу смотреть катера К-62 китайского производства. Похожи на наш БО проекта 122. Ржавое изношенное старьё, на котором размещать МТУ-4У смысла нет.

Спускался в кубрик к матросам. Был принят очень дружелюбно, можно сказать, с восторгом. Сам «ленсо» (советский) удостоился их посетить! Конечно, угощали зелёным чаем. Восхищались моей живостью, несмотря на возраст, не веря, что мне 50 лет.

Днём командир 172 бригады подполковник Бот (учился 2 года в Академии в Ленинграде) дал в нашу честь торжественный обед. На обеде, кроме Бота, были подполковник Чан Хуанг Винь, Тхай, заместитель командира базы и другие вьетнамские военные и наши советники: капитан 1 ранга Воробьёв Л.В. – советник командующего 1-м военно-морским регионом, капитан 2 ранга Максимов В.К.

На столе была водка («Лямон»), тосты, суп, креветки, что-то продолговатое, похожее на котлеты, салат, курица, бананы, салат из креветок, арахисовые орешки, пиво, вода и кофе с пирожными. Мы подарили Боту, Виню и заместителю командира базы альбомы и наборы открыток с видами Москвы и Ленинграда.

Были тосты. Нас благодарили за помощь, которую им оказали и подарили нам каждому по небольшой картине на доске, покрытой чёрным лаком, с изображением вьетнамских мотивов – традиционная вьетнамская живопись. Приём прошёл в дружественной, доброжелательной обстановке.

Я поблагодарил вьетнамских товарищей за тёплый приём и плодотворную совместную работу, выразил надежду на продолжение совместной работы в будущем. Так оно и произошло. В.Г. Бараненко был позже командирован на длительный срок для оказания помощи в конкретной установке МТУ-4У на кораблях и катерах.

Вечером выехали в Хайфон.

 

Оформление отчётных документов и возвращение на Родину

 

В Хайфоне в аппарате наших советников готовил отчётные документы по командировке. Рабочий протокол о проделанной работе оформлялся на двух языках с приложением и предложениями о дальнейшем сотрудничестве. Подготовил также отчёт соответствующему руководству ВМФ Союза о работе группы советских специалистов, командированных в СРВ для оказания технического содействия в размещении на кораблях и катерах ВМФ СРВ переносного зенитно-ракетного комплекса «Стрела-2М». В подготовке рабочего протокола и отчёта большую помощь оказали наши советники из аппарата контр-адмирала Северцева А.И.

Рабочий протокол я согласовал с заместителем начальника Технического управления ВМФ СРВ подполковником Чан Куанг Винь.

23-го выехали в Ханой для доклада Главному военному советнику. Генерала армии Абатурова в этот день в Ханое не было. Доложил его заместителю – генерал-лейтенанту Ивашко П. В., который отчёт утвердил. Получили командировочные, часть в долларах. Некоторую сумму валюты финансисты аппарата советников зажали и выдали в советских рублях. Таков, говорили, у них порядок. Обстановка в аппарате Главного военного советника мне показалась очень напряжённой и нервной. Всему виной, как говорили нам некоторые советники, суровый нрав Абатурова. До назначения главным военным советником в СРВ был Главнокомандующим войсками на юго-западном оперативно-стратегическом направлении.

В союз летели ночью 24-го. Пролетая над Индией, наблюдал великолепную картину с высоты около восьми километров. На фоне тёмной земли и неба, усыпанного звёздами, яркие островки огней, – это светились города. И неописуемая красота – со всеми цветами радуги заря по краю горизонта! 

 

Пушкин – Царское Село

 

Август 2008 года


Hosted by uCoz