|
|
||
© Клубков Ю. М. 1997 год |
|||
Наумов Николай Иванович с детства мечтал о море и флотской службе. Он закончил Рижское Нахимовское училище в 1949 году и 1-е Балтийское высшее военно-морское училище в 1953 году. Далее служил на подводных лодках Тихоокеанского флота, сделав при этом три «больших круга» по морям и океанам великой страны. Закончил службу на преподавательской работе в стенах родного училища подводного плавания. После окончания военной службы плавал первым помощником капитана на судах типа «река-море» СЗРП. Он побывал во время плаваний во многих зарубежных странах. Закончил трудовую деятельность капитаном-наставником. Ныне он летом успешно занимается сельским хозяйством в своём загородном имении. Связи с однокашниками поддерживает постоянно по телефону и участвуя во всех встречах и мероприятиях. Николай Наумов
Три «больших круга»…
Происхожу от новгородских мужиков
В Новгородской области есть озеро Великое. Оно расположено в 60-ти километрах к востоку от села Кончанское-Суворовское, где в 1797 – 1799 годах в своем имении под надзором полиции жил великий русский полководец А.В. Суворов. 29 декабря 1930 года на берегу этого озера в деревне Угол родился я, Наумов Николай Иванович. В то время этот район относился к Ленинградской области. Родители происходили из этой же деревни, а потом переехали в деревню Быки в трех километрах от Угла на берегу того же озера. Прекрасное место. У родителей был дом – зимняя и летняя половины -- и большое крытое подворье с хлевом для скотины. Правда, этой скотины я не видел. Последний раз я в деревне был в 1938 году. Сейчас этой деревни нет. Нет и нашего дома. В августе 1931 года родители переехали в Ленинград вместе со старшей сестрой Анной и нами -- двойняшками: мною и сестрой Женей. Жаль, но она умерла в годовалом возрасте. А всего у матери было 5 детей, еще брат Володя и сестра Нина умерли в детском возрасте в деревне. Я в семье младший. Отец, Наумов Иван Наумович, занимался сельским хозяйством, работал председателем сельсовета, счетоводом. В 1919 – 1923 годах служил в РККА. В Ленинграде работал управляющим домохозяйством, короче, управдомом. С начала Великой Отечественной войны служил в МПВО. В мае 1942 года направлен на фронт, а в июне был тяжело ранен. После излечения служил в учебно-стрелковом полку в городе Красноярске. В июне 1945 года был демобилизован. Вновь работал управдомом. С 1951 года работал в театре имени А.С. Пушкина комендантом, а затем билетером. Умер в 1958 году. Мать, Наумова Анастасия Михайловна до 1931 года занималась сельским хозяйством. В Ленинграде работала разнорабочей. В августе 1942 года была эвакуирована со мной и сестрой Анной в город Тогучин Новосибирской области. С августа 1945 года проживала в Ленинграде (Санкт-Петербурге) с дочерью Анной. Умерла в декабре 1999 года, не дожив девять дней до 93-х лет. Сестра, Наумова Анна Ивановна, окончила Ленинградский Финансово-экономический институт. Работала в Румынии и Венгрии до известных событий. Сейчас на пенсии. Живет в Санкт-Петербурге.
С детства тянуло к морю
До войны я всегда заглядывался на моряков, хотя на море никогда не был. Мне нравилась морская форма, а море мне всегда представлялось тихим и спокойным, не знаю почему. У меня есть фотография, где я сижу на коленях у отца. Я в матроске и бескозырке, на ленточке надпись «Герой». Мне было тогда полтора года. Вот, наверное, с тех пор я и стал тянуться к морю. Плавать научился в 1943 году в эвакуации. 1 сентября 1938 года – первый день в школе. Звонок, окончился первый урок. Я кладу букварь в портфель и иду домой. Мать спрашивает, почему пришёл так рано? Отвечаю: «Звонок, все пошли и я ушел». Вот так я проявил свою первую любовь к учёбе и тягу к знаниям. На следующий день отец за руку отвел меня в школу и попросил первую мою учительницу, Полякову Антонину Николаевну, не отпускать меня ранее окончания уроков. Июнь 1941 года. Живем на даче в районе станции Ино (ныне станция Ушково). Территория отошла к нам от финнов после событий 1939 – 1940 годов. Рельеф – террасы, очень красивое место. Финский залив и Кронштадт как на ладони.
Начало войны
В ночь на 22 июня 1941 года раздается стрельба, взрывы. Послышался звук самолета. Я подбежал к окну, которое выходило в сад. И вдруг над садом, чуть ли не задевая верхушки яблонь, появился самолет. Я даже отпрянул от окна: на крыльях самолета -- кресты. Спросил мать, что это такое, она ответила: наверное, ученья. Кронштадт весь в огне, по небу и воде Финского залива шарят прожектора. В поселке не было ни радио, ни телефона. Только после обеда мы узнали – война. Съездили в город и опять возвратились на дачу. И вдруг наступление финнов. Уехать в город невозможно: поезд идет один раз в сутки, все переполнено, появились беженцы. Бежали все и всё бросали. Народ бежит! По полям бродит брошенный скот. Лови и режь, сколько хочешь. Но что могли сделать два мальчика – дачника, которым по 10 лет. В соседнем доме жили тоже дачники, семья начальника отдела милиции. И вот с его сыном Володей мы смогли зарезать по овце. Если бы знали, что будет блокада, мы могли бы зарезать и не одну овцу. За соседями должна была приехать машина. На ней должны были уехать и мы. Машина приехала, мы -- в городе. А на следующий день территория Ино была занята финнами.
Блокада, эвакуация и возвращение
Глубокая осень. Блокада уже сказывалась. Я с матерью поехал на капустные поля в район Средней Рогатки. Набрали немного кочерыжек и капустных листьев. Началась блокадная зима 1941 – 1942 годов, самая тяжелая и голодная. Небольшие запасы продуктов (овца, капуста), несколько килограммов дуранды (спрессованный подсолнечный жмых с полынью), пара бутылок олифы и несколько плиток столярного клея, плюс 125 грамм хлеба на человека – все это помогло пережить суровую зиму 1941 –1942 годов. Хорошо помню «отличный» холодец с лавровым листом и черным перцем, приготовленный матерью из столярного клея. Бомбежки, артобстрелы сказались на моей психике: я даже стал немного заикаться. Со временем это прошло, но на лбу появилась первая морщина. А весной, в солнечные дни мне иногда казалось, что и не было этого тяжелого голодного блокадного периода. Год учебы потерял. Блокада продолжалась. В июле 1942 года мы были эвакуированы на баржах через Ладожское озеро на Большую землю. Переход прошел спокойно в отличный солнечный день. А за день до этого караван с эвакуированными был разбомблен. Короче, повезло. Три года жили в эвакуации в городе Тогучин, Новосибирской области, где я окончил 4-й, 5-й и 6-й классы. Отец был демобилизован по возрасту сразу же после окончания войны. Он заехал за нами, и мы все вместе возвратились в Ленинград в июле 1945 года.
Рижское Нахимовское училище
Встал вопрос о дальнейшей учебе. Еще в 1943 году я пытался поступить в военно-морское подготовительное училище в Баку. Написал заявление, но мне отказали: мал, не тот возраст. Однако, я твёрдо решил стать морским офицером. И надумал поступить в Рижское Нахимовское училище, благо оно только формировалось. Был зачислен кандидатом, сдал все экзамены в Ленинградском Нахимовском училище и стал ждать ответа. Ответ пришел только в начале декабря 1945 года. В конце декабря я прибыл в Ригу. Ехал вместе с Женей Крючковым, других не помню. 7-й класс! – дисциплина, учеба и вдали от дома и родителей. Обстановка в Риге была неспокойная. Стреляли, убивали военных. Учеба давалась трудно, сказывалась слабая подготовка в сельской школе. Первый год пытались изучать два иностранных языка: один класс – английский и французский, а два класса: – английский и немецкий. Ничего хорошего не получилось. Не «спикали», и не «шпрехали». Оставили один английский. Кормили в училище хорошо, но постоянно ощущал чувство голода. Сказывалась голодная блокадная зима 1941 – 1942 годов. Это чувство прошло только на 3-м курсе высшего училища. Запомнились отдельные моменты из жизни в Рижском Нахимовском военно-морском училище. Были частые посещения театров в Риге, особенно театра оперы и балета. Обычно мы сидели на галерке. Постановки кончались около полуночи, и мы -- мальчишки подчас клевали носом. Арии исполнялись на русском, а хор пел на латышском. Вспоминается посещение училища командующим Прибалтийким военным округом Маршалом Советского Союза Багряняном И. Х. по случаю дня Советской Армии и Военно-Морского флота 23 февраля 1947 года. Я в это время был дневальным по центральному вестибюлю училища. Запомнился переход на шлюпках по Рижскому заливу в поселок Роя. Туда шли на веслах и под парусом, погода была прекрасная, а обратно возвратились на буксире, так как погода испортилась: дождь, штормило. Хорошо то, что в Нахимовском училище нам дали большую практику, которую проходили в лагере в устье Двины. Тренировки на шлюпках, и плавание были основными мероприятиями практики. А в завершение -- гонки под парусом: команда из шестиклассников, а мы, десятиклассники, -- командиры шлюпок без обеспечения офицерами! И, конечно, большое впечатление осталось от первомайского парада в Москве в 1948 году. Принимал парад Булганин Н.А. на белом коне, а я пытался рассмотреть его белую бородку, но не увидел – далеко было. Во время прохождения по Красной площади все смотрели на Мавзолей, на Сталина. Культурная программа в Москве была очень обширная: это посещение музеев, выставок, театров и Оружейной палаты в Кремле, которая была тогда закрыта для посещения простыми смертными.
Возвращаюсь в родной город в высшее училище
Четыре года в Нахимовском училище пролетели быстро. 28.06.49 года я принял присягу и был зачислен на 1-й курс 1-го Балтийского высшего военно-морского училища (в/ч 62651). Итак, четыре года учёбы в Ленинграде на Морском (Приютском) переулке, дом 3.
Юра Журавлёв во дворе училища. Вид на спортплощадку и Дровяную улицу
Учеба, парады два раза в год, из них два в Москве, -- все это прошло, как в тумане. Учеба давалась с трудом, но «хвостов» было мало. Звёзд с неба не хватал, отличником не был, но училище окончил без оценок «удовлетворительно». Государственные экзамены сдал со средним баллом 4,5. Запомнилась практика на Черном море на линкоре «Новороссийск» и учебном судне «Волга». А на Северном флоте -- погрузка уголька на «Тулому» в Архангельске и стажировка на лодках 613 проекта.
Едем на практику в Севастополь. Вагон - камбуз. Раздача кислых щей и бигуса
Пойманный козлёнок вызвал всеобщую радость
Севастополь, лето 1950 года. Фотография на фоне разрушенного здания панорамы обороны города во время русско-турецкой войны 1854 – 1955 годов
Мы на Графской пристани
После длительной интересной прогулки по городу отдыхаем и смотрим на Севастопольскую бухту
Купание перед обедом на линкоре «Новороссийск». Утонуть в этой «свалке» было легко. Но, слава богу, все остались целы
По всеобщей традиции посетили и мы в период практики на Северном флоте это памятное место
В училище дружил с Ю. Громовым, К. Шабановым, А. Сочихиным. С Юрой Громовым поддерживаю связь и сейчас, а с Колей Шабановым встречался, когда бывал в Москве, или когда он приезжал в командировку в Санкт-Петербург. На третьем и четвертом курсах стал зрителем почти всех спектаклей театра имени Пушкина, так как отец в это время работал в нём. Даже имел удовольствие побывать за кулисами и посетил гримёрную Николая Черкасова.
Назначение на Щ-124
Училище окончено. Назначение – 124-я бригада подводных лодок ТОФ, город Порт-Артур Китайской Народной республики. Туда же были направлены Юра Клубков и Гена Кудинов. Оба приехали с женами. В Порт-Артур прибыл в начале февраля 1954 года. Бригадой командовал контр-адмирал Головачев, начальником штаба был капитан 1 ранга Медведев Е.И, а начальником политотдела капитан 1 ранга Томилин, защитник полуострова Ханко в период Великой Отечественной войны.
Снимок на прощание личного состава бригады с комбригом Головачёвым
В бригаде было две ПЛ типа «С» («Сталинцы») и четыре типа «Щ». Китайцев обучали на подводных лодках С-52 и С-53. Щуки уже не плавали, экипажи почти расформированы. На ПЛ Щ-124, на которую меня назначили командиром БЧ-2-3, были старпом, замполит, командир БЧ-5 и команда около двадцати человек.
Порт-Артур 1 мая 1954 года. ПЛ Щ-124. Торжественный подъём военно-морского флага
С личным составом ПЛ Щ-124 на территории бригады Через пять дней старпом убыл во Владивосток с группой матросов в экипаж. И я стал И.О. старпома во главе ПЛ Щ-124. А через месяц была сформирована команда из 15-ти матросов для разоружения четырёх «Щук». Во главе поставили меня. Началась выгрузка аккумуляторных батарей, перископов и артиллерии: орудий калибром 100-мм и 45-мм. Все было законсервировано и отправлено на склады. Четыре корпуса подводных лодок стояли без электропитания. Вахта с «летучей мышью» обходила регулярно пустые корпуса и следила, чтобы подводные лодки не утонули.
Фото во время прогулки с личным составом по городу Порт-Артуру. Вид на гору Перепелиную
Гена Кудинов и я приобрели первым делом кожаные перчатки и сфотографировались на память
На центральной улице старого Порт-Артура, состоящей из магазинов и торговых лавок, в которых можно было купить всё
Подводные лодки С-52 и С-53 готовили к передаче КНР. Вдруг оказалось, что артрасчеты китайских экипажей не выполнили стрельбу из сорокапяток по конусу. Срочно было приказано получить «сорокопятку» и установить на одну из «Щук», что и было выполнено. Китайские артрасчеты были посажены в отсеки, освещение – «летучая мышь» на отсек. Взяли «Щуку» на буксир и в море. Я был на буксире. Самолет с конусом в воздухе, боевая тревога для артрасчетов! За час – полтара задача была выполнена, все артрасчеты отстрелялись. Пушка вновь снята, законсервирована и сдана на склад вместе с гильзами снарядов. При выполнении торпедных стрельб китайцами ловил торпеды на торпедолове. Главное, чтобы торпеды не утонули.
Памятник советским воинам, погибшим при освобождении Порт-Артура
Лейтенанты Кудинов и Наумов на прогулке с личным составом в новом городе Порт-Артуре
Новое место службы. Пошёл по второму кругу
В июне два «сталинца» были переданы КНР. Из освободившегося личного состава этих лодок был сформирован экипаж на новостроящуюся ПЛ 613 проекта, находящуюся в городе Баку. Я был назначен на должность командира БЧ-2-3. Путь не короткий с командой: Порт-Артур – Владивосток – Москва – Баку. В конце августа прибыли в Баку, где я участвовал в приемке ПЛ «С-261». В апреле 1955 года приемка ПЛ была закончена.
Эта зенитная артиллерийская установка -- тоже моё заведование
Переход в Астрахань. Каспий провожал приличным штормом. В доке вошли на Астраханский плёс, и на буксирах потянули нас по Волге до Горького. 1 мая 1955 года встречали в Сталинграде. После Сталинграда буксировали по две лодки. Некоторые буксиры были колесные. Часто буксиры в пути покидали нас, командуя нам: «Бросай якорья!», «Отдай чалки!». И вот мы строим на якорях сутки-другие, а вокруг заливные луга Поволжья. Появляется буксир, капитан командует: «Принимай чалки!», «Поднимай якорья!». И дальше в путь. Однажды около часа ночи нашу пару лодок буксир чуть не вытащил с фарватера на заливной берег. Апрель, половодье, разлив, темно, ничего не видно, ориентировались только по кильватерным огням буксира. Короче, во время остановились, отдали якоря, а с рассветом увидели кусты почти рядом с лодкой, а за кустами -- заливные луга. Картина: «Подводные лодки в степях Поволжья». Далее лодки шли в доке по Мариинской системе на Северный Флот в Полярное. А я из Горького уехал в отпуск в Ленинград.
Экспедиция особого назначения
Зимовали сначала в Полярном, а потом в губе Оленья на плавбазе «Тулома». В июне 1956 года была сформирована экспедиция особого назначения (ЭОН-56). Началась эпопея перехода по Северному морскому пути на Дальний Восток с зимовкой на Колыме в посёлке Нижние Кресты, ныне посёлок Черский. Отряд состоял из крейсера «Александр Суворов», нескольких СКРов, подводных лодок, траспортов, киллектора, водолея, танкера. Все суда были загружены продуктами на случай зимовки. Правда, наполовину гнилыми, о чем мы узнали на зимовке. Продукты были загружены в торпедные аппараты, торпедозаместительные цистерны и все закутки лодки. На носу лодки были приварены специальные устройства для буксировки за ледоколом. Командовал ЭОНом контр-адмирал Пархоменко В.А. Тот самый. Дошли до Диксона и простояли на рейде более месяца. Дальше не пустили льды в проливе Вилькицкого. Здесь же встретили и праздник ВМФ.
Конец июля 1956 года. Рейд у острова Диксон. Экипаж ПЛ С-261 на кормовом барбете, а я -- вахтенный офицер. Празднуем День Военно-Морского флота
До чего приятно нести вахту в хорошую погоду!
Совсем другие ощущения, когда холодно и море штормит
Иногда наблюдались красивейшие картины. Только крейсер нарушал гармонию природы
Сначала шли по фарватеру за ледоколом в кильватерном строю
Кильватерного строя за ледоколом не получается. Все лодки направлены носами в разные стороны
Больше месяца пробивались через льды моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря. Нам помогли ледоколы «Ермак», «Красин» и «Адмирал Лазарев».
Льдины отбрасывали подводные лодки в сторону от фарватера
В начале сентября подошли к губе Чаунская (посёлок Певек). Стали ждать южного и юго-восточного ветров, которые оттеснили бы льды от побережья. Дождались. Переход от Чаунской губы к проливу Лонга длился шесть часов. Вдруг ветер подул с северо – запада, и отряд застрял во льдах.
Подводные лодки 613 проекта во льдах Арктики! Эпопея продолжается
Кто и куда движется -- не ясно!
Нас так разбросали льды, что ледокол с большими усилиями собирал подводные лодки более суток
Стоим в одиночестве среди торосов. Двигаться не можем. Вокруг -- белое безмолвие. Подумали, что нас бросили
Крейсер «Александр Суворов» и СКРы, увеличив ход, прорвались через пролив на чистую воду. Остальные суда, в том числе и лодки, с помощью ледоколов за 36 часов возвратились к Чаунской губе.
Подводные лодки не прошли! С помощью ледоколов через колотый лёд они возвращаются на зимовку
Пытаемся выстроиться в кильватер ледоколу
Возвращаться было тоскливо. А ведь могли пройти!
С огромным трудом подошли к устью Колымы и поднялись вверх по реке к поселку Нижние Кресты, где бросили якоря и зазимовали.
Зимовка на Колыме
Зимовка продолжалась с сентября 1956 года по июнь 1957 года. На случай зимовки мы были снабжены продуктами. Интенданты постарались -- снабдили нас макаронами с плесенью. Такое же было и сливочное масло. Все переболели «желудочным гриппом» – такую болезнь определила медицинская комиссия из Москвы, которая прилетела выяснить причину заболевания более 50 % личного состава. Наши лодочные доктора (точнее фельдшера) назвали эту болезнь своим именем – дезинтерия. Вот так готовили нас на переход и на зимовку. Жили в бараках, которые построили стройбатовцы, работавшие на строительстве аэродрома. В этот период был рейс Москва – Нижние Кресты один раз в неделю. Почта шла к нам через Москву. Адрес: Якутская АССР, Нижнеколымский район, посёлок Нижние Кресты, почтовый ящик… Время было еще неспокойное, и многие родители в письмах спрашивали матросов: «За что, сынок, ты попал на целый год на Колыму?». Помощниками командиров на соседних подводных лодках были однокашники Толя Кюбар и Аркаша Сакулин.
Так выглядело место нашей стоянки на реке Колыме
Главная улица Крестов Колымских
Традиционный парад при температуре минус 40 градусов с ветерком!
Торжественный марш через центр посёлка. Впереди идёт однокашник Аркадий Сакулин
Достойно пронесли военно-морской флаг по безлюдной улице
Короче, жили лишь бы выжить. Пытались наладить уход за матчастью. Занимались заготовкой дров и уголька для поддержания тепла в бараках.
Работаем на лесоповале, как и положено на Колыме!
Работать приходилось в контакте с населением поселка. Большинство местных жителей были «зеками» с «богатым» уголовным прошлым. В то время за убийство давали 25 лет. Я был знаком с одним местным мужиком, у которого за плечами было 125 лет тюрьмы (по его рассказам).
К нам в гости приходили обитатели окрестной тундры, но нам нечего было им дать
Зимовка закончена. Продукты все съедены, топлива -- минимум. Стоим в Чаунской губе, ждем дизель-электроход «Обь» с топливом и продуктами. Наконец, начали движение. В конце августа прибыли в бухту Провидения. Недолгая стоянка и переход в Петропавловск – Камчатский. 1 сентября 1957 года ошвартовались в «Тарье».
Третий большой круг
С 15 сентября 1957 года был в отпуске. Уже имел назначение на специальные курсы ракетчиков для подводных лодок. В начале ноября прибыл в город Севастополь на курсы, которые находились в Черноморском ВВМУ имени П.С. Нахимова. Восемь месяцев учебы в Севастополе пролетели, как один день. После окончания курсов и получения свидетельства специалиста ракетного оружия подводных лодок, был направлен в отдел кадров Тихоокеанского флота во Владивосток. Получил назначение офицером отдела боевой подготовки и эксплуатации артиллерийского управления флота. С 1965 года я уже старший офицер отдела. В управлении прослужил до 1971 года. Занимался боевой подготовкой и эксплуатацией подводных лодок с баллистическими ракетами. Дело это было тогда совершенно новое. Участвовал в ракетных стрельбах многих подводных лодок. Принимал участие в переоборудовании ПЛ проекта 629 в проект 629А с подводным стартом ракет. Был председателем ракетной секции государственной комиссии, принимавшей на флот от промышленности новые подводные ракетоносцы. Готовил и провожал на боевую службу, а также встречал при возвращении подводные ракетоносцы стратегического назначения. В период службы на ТОФ встречался со многими однокашниками: Толей Смирновым, Димой Краско, Юрой Громовым, Женей Дрюниным, Колей Шабановым, Володей Ениным, Марком (?) .Марковым, Колей Лапцевичем, Юрой Назаровым (он тоже служил в артуправлении), Рольфом Цатисом, Муней Кирилловым и другими. Встречи всегда были приятными и наполненными воспоминаниями о совместной учёбе в училищах.
Некоторые эпизоды службы
Интересной была показательная ракетная стрельба в 1959 году для Н.С. Хрущева, который возвращался из КНР и проездом остановился во Владивостоке. Обычно стрельбы проводили по береговому полигону. А в этот раз точкой прицеливания был артиллерийский щит на якоре в заливе Петра Великого. Корабли обеспечения падение ракеты не зафиксировали, так как нашёл туман, погода испортилась, заштормило. Сутки орудовал ураган. А когда все стихло и пришли снимать артщит с якоря, то оказалось, что он разбит. Думали от шторма, но обнаружилось, что ракета попала в щит. Правда, щит был установлен фактически на небольшом удалении от точки прицеливания, но в пределах допуска. Очень тяжелое впечатление осталось от проводов на боевую службу ПЛ «К-129». Командир -- капитан 1 ранга В. Кобзарь. Последний выход. Участвовал в комиссии по расследованию ее гибели, но так ни к чему и не пришли. Сейчас причина гибели ясна -- столкновение с американской ПЛ. Запомнилось столкновение в октябре 1966 года в Японском море при выполнении ракетной стрельбы ПЛ Б-89 с теплоходом «Славянка». Подводная лодка находилась в позиционном положении на боевом курсе. Удар пришелся в правый борт в районе носовой переборки в торпедный аппарат. Столкновение могло быть трагичным, но в последнюю минуту и ПЛ, и теплоход дали полный ход назад, удар смягчился. Глубина в районе около 5000 метров!
Завершил службу в родных стенах
В марте 1971 года был назначен в родное «чадо» начальником лаборатории на кафедру торпедного оружия (должность капитана 3 ранга). В октябре 1972 года стал преподавателем ракетно-противолодочного оружия. Преподавательская работа мне нравилась, но служебных перспектив для меня не открылось.
С Кириллом Маргарянцем служили на одной кафедре, встречались ежедневно
В ноябре 1979 года я был уволен в запас приказом ГК ВМФ № 130 от 31.10.79 г. по статье 59 пункт «а» (по возрасту) в звании капитана 2 ранга, прослужив в этом звании 13 лет. Главным в этой ситуации было то, что я с семьёй закрепился на постоянное жительство в Ленинграде.
Новая сфера деятельности
Встал вопрос о работе. Помог Иван Сергеевич Щеголев, который посоветовал поплавать в должности первого помощника капитана на судах «река – море» Северо – Западного речного пароходства. Здесь уже плавал однокашник Игорь Марченко. Окончил трехмесячные курсы, и с мая 1980 года по ноябрь 1982 года плавал на теплоходе «Волго-Балт – 116», а затем на теплоходе «Сибирский – 2128», построенном в городе Турку в Финляндии, в приёмке которого принимал участие.
Много лет работал в СЗРП вместе с Иваном Сергеевичем Щёголевым в тесном контакте
За четыре года побывал во многих портах Швеции, Дании, Финляндии, Польши, ГДР, ФРГ и Болгарии. Ежегодно проходил по трассе Волго – Балтийского водного пути: Волга – Волго-Донской канал – Черное море. Впечатлений очень много. Были и неприятные моменты. Однажды в октябре в районе Ирбенского пролива нас прихватил шторм 8-9 баллов на теплоходе «Волго-Балт – 116», а нам разрешено плавать при волнении моря до трёх баллов. Правда, в это пекло попали многие суда. Как всегда, штормовое предупреждение суда получили с большим опозданием. Целую ночь бороздили в районе Ирбенского пролива, и только под утро смогли войти в Рижский залив по фарватеру. Мы шли тогда с картофелем из ГДР. Неприятно было в январе 1983 года, когда в районе Балтийска нас настиг шторм с севера-запада. Всю ночь болтались около Балтийска в бушующем море. Только с рассветом смогли войти в канал. Было большое обледенение. Метацентрическая высота была на пределе из-за огромной массы льда на палубе и надстройках. Несколько дней всей командой обкалывали лед. Все это прошло и остались только воспоминания.
Последняя должность -- капитан-наставник
В конце 1983 года начальник пароходства предложил возглавить мобилизационный отдел. Предложение было сделано не без подсказки Ивана Сергеевича Щёголева, который пользовался большим авторитетом и влиянием в Северо-западном речном пароходстве. Ну, а когда начальство предлагает, надо или соглашаться, или уходить. Я согласился. Ушел в последнее плавание, провел почти два месяца в Турку на гарантийном ремонте «Сибирского – 2128». И с января 1984 года по июнь 1991 года проработал в пароходстве в должности начальника мобилизационного отдела. Последние два года был одновременно капитаном-наставником по военно-морской подготовке. В июле 1991 года уволен на пенсию по сокращению штатов.
Жизнь на заслуженном отдыхе
С этого времени полгода провожу на даче в Синявинских болотах на юге Ладожского озера. Обеспечиваю себя и своих близких овощами, яблоками, ягодами. До 1995 года занимался разведением кур, и питались курятиной собственного производства.
Семья
С женой, Валентиной Александровной Сорокиной (сейчас Наумова) познакомился в Севастополе в 1958 году. Она работала в Главном Военно-морском госпитале рентгенотехником. Женился в декабре 1959 года. Брак был зарегистрирован во Дворце бракосочетания на набережной лейтенанта Шмидта. Я был направлен в декабре 1959 года из Владивостока на сборы ракетчиков на Северный флот в губу Оленья. Заранее предложил Вале приехать в Ленинград и здесь расписаться, что она и сделала. Чтобы нас расписали, пришлось обращаться в Горисполком, так как Валя не имела прописки в городе. Тётенька, которая решала этот вопрос, сняла трубку телефона, позвонила во Дворец и сказала: -- Надо зарегистрировать одну пару, жених хорош – из Владивостока, невеста еще лучше – из Севастополя. Так 19 декабря 1959 года была создана пара Наумовых. А 22 декабря мы вылетели во Владивосток, благо я уже имел там свою комнату в центре Владивостоке, на Китайской улице. С тех пор всегда вместе. А через год жена преподнесла мне к дню рождения подарок – 29.12.60 года у нас появился сын Костя. По окончании школы сын в 1978 году поступил в Санитарно – Гигиенический медицинский институт. После 4-го курса перешел на военную кафедру Саратовского медицинского института. По окончании его в 1984 году молодой лейтенант медицинской службы был направлен на Дальний Восток, и прослужил на острове Большом Амурском до 1992 года. Затем три года учился в Военно-медицинской Академии имени С.М. Кирова. Сейчас служит в военном госпитале в городе Перми – начальник травмотологического отделения. Участник событий в Чечне. Женат. Жена Наталия – педагог. Имеют дочь Викторию (1-й курс филологического факультета Саратовского унивевситета, школу окончила с золотой медалью) и сына Николая (10 класс).
Санкт-Петербург, 2002 год |