|
|
||
© Клубков Ю. М. 1997 год |
|||
Можно сказать, что Валентин Алексеевич Жемчужин прожил две жизни: одну – военную, а вторую – гражданскую. Так сложилась его судьба в силу больших перемен в стране на нашем веку. Не зря говорят: «Судьба играет человеком». Она вдоволь поиграла жизнью Вали Жемчужина. Он успешно закончил ЛВМПУ в 1949 году и артиллерийский факультет 1-го Балтийского ВВМУ в 1953 году. Но тогда в этом качестве он оказался ненужным на флоте. Его направили на ВРОК для переучивания по радиотехнической специальности. Офицерскую службу он начал начальником РТС на эскадренном миноносце «Озарённый». Служба шла нормально, но массовое сокращение кадров на флоте оборвало его офицерскую карьеру в 1958 году. Оказавшись в гражданских условиях, к которым он не был подготовлен, жил трудно много лет, преодолевая безденежье и неустроенность быта. Ему пришлось несколько раз менять место работы в поисках достойного заработка. Однако его работа всегда была связана с развитием и строительством Военно-Морского Флота. Валентин мужественно превозмог все житейские трудности. Он вместе с женой вырастил двоих сыновей, и бережно относился к своей семье. Обзавёлся участком земли и своими руками построил дачу. Валя Жемчужин осуществил свою мечту «строить корабли», став конструктором авианесущих крейсеров по радиотехнической части в Невском проектно-конструкторском бюро. Судьба В.А. Жемчужина типична для многих офицеров флота, уволенных по сокращению штатов без пенсии в трудные времена 60-х – 80-х годов прошлого века, когда заработать было нельзя, а магазины были пустые. Ниже публикуются его краткие воспоминания, наполненные фотографиями по тексту. Полагаю, что читателям будет интересно прочитать эту повесть. Валентин Жемчужин
ХРОНИКА ВРЕМЁН ВАЛЕНТИНА ЖЕМЧУЖИНА
Благотворное влияние
Жизнь во Вселенной катит волной или поднимается по спирали, как напомнил недавно бывший военмор Бабанин В.П., а ныне академик и профессор Международной академии меганауки в своей книге «Тайны Египетских пирамид». В моём небольшом мирке под знаком Тельца происходит то же самое. Родился 10 мая 1931 года. Папа хотел видеть меня в звёздах, а мама – обласканным в науках. В начале войны метались с мамой, зажатые между Волховским и Калининским фронтами в поисках хлеба насущного, а отец воевал в Народном ополчении под Ленинградом. В училище поступил по совету Георгия Осиповича Трахтенберга, потомственного моряка, перешедшего на сторону революции, а затем вынужденного «лечь на дно» по совету Н.Г. Кузнецова, одного из его воспитанников. «Отлежался» преподавателем в провинциальном детдоме в годы «ежовщины». Во время войны был вновь востребован для ВМФ. С его подачи я и вдохновился, имея, однако, слабые представления о блестящей и великой миссии флота в судьбе страны.
Восемь лет учёбы
Успешно сдав вступительные экзамены в Подготию, на мандатной комиссии заявил, что хочу строить корабли. На это старые служаки лишь усмехнулись в усы.
Лениннград, 1-е Балтийское ВВМУ, 27 мая 1951 года. Закончен 2-й курс. Впереди практика
Ленинград, 1953 год. Здесь я курсант 4 курса перед выпуском
После семи лет подготовительного и высшего училищ определили ещё годик переучиваться дипломированному артиллеристу на Высших радиотехнических офицерских классах (ВРОК). Затем двинулся на Северный флот, дабы согласно курсантской задумке «три мушкетёра» (Бигма, Жемчужин, Лемзенко) вновь соединились. Но нам не суждено было служить вместе. Кир Лемзенко из Йоканьги уже шуршал льдом по Северному морскому пути на ТОФ в Находку, а рванувшийся вслед за ним Павел Бигма застрял «вблизи» – на Камчатке. С однокашниками я встретился только в 1956 году в Ленинграде во время отпуска. Это была замечательная встреча.
Ленинград, весна 1956 года. Встреча друзей-однокашников во время отпуска. Слева направо: Владимир Комлев, Евгений Золотарёв, Кир Лемзенко, Валентин Жемчужин
Руковожу самостоятельно
В отделе кадров Северного флота предложили: группу на крейсере или начальником РТС на эсминце. Прельстился самостоятельностью и попал на эскадренный миноносец «Озарённый». На борту встретил меня-новичка однокашник по классам Юра Александров.
Североморск 4 сентября 1955 года, борт эсминца «Озарённый». Александров Юрий Ефимович сразу взял надо мной шефство
Представил командиру, суровому по фамилии Синий, за два метра ростом. Подошли старпом Никитин под два метра высотой и помощник Бойко, тоже выше двух метров. Оказывается, эсминец «Озарённый» – самый долговязый из серии. «Остроумный», как всегда, отдел кадров укомплектовал первую команду под стать фокмачте. Я не рослый и слегка расстроился. Смерил меня взглядом кэп, крякнул, но принял ровно. Предупредил, что будет трудно. Команда разболталась, так как полгода жила «колхозом», ибо предыдущий начальник полгода назад убыл на ВРОК.
Североморск, 1956 год. Вахтенный начальник лейтенант Жемчужин и командир БЧ-2
При знакомстве с командой выручила шутка одного старшего матроса, который обзвонил все посты до моего прихода и «отлаял» от моего имени за неуставное представление. Я был озадачен почтительностью матросов и старшин, прослуживших по пять-восемь лет. Потом эти «служаки» перехватили меня в офицерском коридоре и предложили вариант: – Вы нас не трогайте, а мы Вам не навредим! Пришлось отшучиваться: – Будете хорошо служить, будем дружить, но артель инвалидов имени Соньки «золотая ручка» из службы делать не позволю!
Североморск, 1955 год. Работаю с документами в своей каюте на эсминце
Снял с должности старшину команды (оказался доносчиком). Заменил его толковым работягой. Выручил списанного в боцманскую команду лучшего БИПиста, случайно до меня ещё загулявшего на берегу. Примерно выдержал первый штормовой поход, когда почти вся команда «травила». И служба стала налаживаться.
Однажды, когда стояли на якоре, командир отделения электриков старшина второй статьи выловил на пустой крючок, сделанный из гвоздя, вот такую треску
Поддержал инициативу матросов по созданию громкоговорящей связи постов. Мог и сам производить первую команду и доклад на мостик, ещё не выйдя из каюты. Когда стали задумываться на флоте о противоракетной обороне, разыграл на планшете ракетный удар с трёх направлений. Исполнил с секундомером в руке по громкоговорящей связи в течение минуты «каприччио» на мостик. Закончил докладом: – Цель номер три, курсовой параметр ноль, дистанция пять! После этого предстал пред командирские очи: – Что это ты вопил, начальник?! – Ракетный налёт в реальном масштабе времени! Последовал визит представителя штаба флота. Стали «чесать репу» в верхах. Команду РТС вывел в отличное подразделение. Сам при Доме офицеров «повышал уровень», то есть иногда отдыхал. Вёл на корабле радиогазету.
Кольский залив, 1956 год. Эсминец «Озарённый» выходит в Баренцево море на общефлотское учение
Ах эта свадьба…
Вскоре встали в средний ремонт и на модернизацию на СРЗ-35 в Росте. Получил возможность чаще бывать на берегу.
Роста, 1956 год. Дуэльная ситуация без секундантов закончилась миром
Как-то в компании ребят с Мурманского радио отправился по грибы-ягоды на Шонгуй и зацепился душой за одну девушку, учительницу из Росты.
Неповторима прелесть северной природы
Выручила канадка, которой я укрыл голубоглазую от дождя. Был приглашён на варенье из собранных ягод, и…6 ноября 1956 года мы зарегистрировались.
Мурманск, Долина Радости. Праздник Севера, 1957 год. На прогулке моя жена Генриетта и Вера Кирина
Оригинальная получилась свадьба. Корабль не шутя готовился к бою и походу. Разразился Египетско-Израильский конфликт 1956 года. Мне в поддержку на свадьбу начальство смогло выделить лишь двух лейтенантов – Усыскина и Чкалова. Отец невесты против трёх лейтенантов выставил трёх генералов. Один пел, другой плясал, а третий монумент изображал. Оказалось, что заканчивая службу, свадьбой дочери полковник прощался с сослуживцами. Сюжет почти по Чехову.
В море всё бывает
Но свадьба быстро кончилась, и медовый месяц я провёл в боевом штормовом походе. На 21-й день была пауза. При выходе из Мотовского залива чуть не взорвались, случайно вогнав боевую торпеду себе в дымовую трубу.
Баренцево море, Мотовский залив, 1956 год. Боевая торпеда «вошла» в дымовую трубу эсминца «Озарённый»
Аварийную ситуацию разрешили без паники, но, честно говоря, в одно мгновение жизнь в памяти перелистал от детства до этого момента. Отремонтировались, не заходя в док, у родного причала. А я смотался на пару часов в Мурманск.
Эскадренный миноносец «Озарённый», 1956 год. Офицерский состав корабля
И снова выход в море на большое общефлотское учение. На ряде кораблей установили береговые РЛС дальнего обнаружения. Поучились работать и отличились. Все вымотались.
А Баренцево море бушует…
Вдруг команда: – из кругового ордера перестроиться в колонну! И тут же – снежный заряд. Идущий первым за крейсером эсминец при отсутствии видимости (как в тумане) «автоматом» увеличивает дистанцию вдвое. Следующий за ним эсминец, не получив указания, сохраняет прежнюю дистанцию. Курс рассчитан точно, и удар пришёлся первому почти по миделю. Наш «Озарённый», только что побывавший в аварийной ситуации, был бдительнее остальных. Он единственный заметил опасность маневра, и дал по радио сигнал «Веди», – «Ваш курс ведёт к опасности!». А затем первым подошёл к полузатонувшему собрату. Выводил я по стрельбовой станции и по гидроакустике на конечном участке. Корабль уже в «мёртвой зоне» станций обнаружения. Ничего не видно. Колокол слышен, ракеты, шипя, падают, на воде мазутные пятна. Силуэт эсминца появился всего в пятидесяти метрах! На этом эсминце служил Джемс Чулков. Хорошо зная корабль, он и спас его, решительно направив своих артиллеристов в затопленный отсек, где они заделали пробоину и установили подпоры.
Баренцево море, лето 1956 года. Торпедная стрельба была удачной: и в цель попали, и торпеду поймала команда корабельной шлюпки
Был ещё поход на Новую Землю. Мы доставили в губу Митюшиха спецустройство, а затем до изнурения патрулировали район.
Так выглядит Новая Земля летом
«Непруха»
Далее служба пошла спокойнее. Я успевал даже заниматься спортом.
Североморск, лето 1956 года. Участвую в эстафете на общефлотской спартакиаде
А у меня пошла «непруха». Один лейтенант с эскадры сошёл на берег, поднялся на ближайшую сопочку, вздохнул и помер. Устроили всем офицерам медицинскую комиссию. У меня врачи обнаружили ухудшение зрения. Глаза повредил, старательно вглядываясь в экран радиолокатора. Намекнули, что служить могу «до посинения», возможно, спишут на берег, но в академию – ни-ни.
с Татой и Паной
Лёг в госпиталь. Действительно, списали на берег… Сгоряча написал рапорт: «…на корабле служить не могу, а на берегу – не хочу». Поскольку наступил период очередного великого сокращения кадров, то «выпал из орбиты» без задержки. Это был очередной провал в житейской синусоиде.
На другой орбите
В 1958 году стал гражданским младшим научным сотрудником 14 института ВМФ. Попал в экспериментальное подразделение (удача). Осваивался трудно, жил тяжело. Потом пошла «пруха». Получил за усердие квартиру. Был откомандирован «на подхват» в другое подразделение. Освободился от текущей волынки. «Подхват» превратился в самостоятельную задачу, а самолюбие заставило с напором и усердием освоить сверхвысокочастотную (СВЧ) технику. Сделал вклад в науку. Замотал машину счётную БЭСМ-2 расчётами, и «вышел в люди». Начальник института почтил личной беседой: – нельзя ли мои фильтры «присобачить» к гидроакустическим штукам? Затем поручили осваивать новое направление в радиоэлектронике и дали толковую группу специалистов. Сделали две самоходные лаборатории для сложных и тонких измерений параметров корабельных РЛС. Пять лет мотались летнею порой на Черноморский и Балтийский флоты.
Город Пушкин, Александровский дворец, 1960 год. Инженер Олег Котов и мнс Валентин Жемчужин «давят» эксперимент в «лабе» Чугунова 14 НИИ ВМФ
Сделал изобретение и более двадцати рацпредложений. Преуспел в области электромагнитной совместимости радиоэлектронных систем. И снова спад. Чувство независимости столкнулось с косностью.
Осуществление мечты
Превратности судьбы передвинули меня в Невское проектно-конструкторское бюро (НПКБ). Здесь, наконец, осуществилась моя отроческая заявка: – «Хочу строить корабли…».
Ленинград, 1983 год. На встрече в стенах родного училища, посвящённой 30-летию выпуска
Участвовал в создании авианесущих крейсеров «Киев», «Минск» и других вплоть до «Адмирала Кузнецова». Занимался вопросами оснащения радиоэлектроникой, её совместным использованием, технической защитой личного состава от высокочастотных излучений. Принимал участие в постройке и испытаниях всех пяти авианесущих кораблей (первого уже после сдачи флоту).
Чёрное море, 1987 год. Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков» на государственных испытаниях. Фото с дарственной надписью главного конструктора
Закончил карьеру ведущим инженером в 1992 году (скромно), когда произошли сокращение строительства кораблей и прекращение разработки новых проектов. Соответственно сокращали и кадры. В 1995 году был приглашён на полгода на разработку проекта для Китайской Народной Республики. Из-за этого потерял намеченную турпоездку в Финляндию (забыл о бдительности «большого дома»).
От земли не уйдёшь
Ныне окончательно на заслуженном отдыхе. Пила, топор, молоток, лопата и прочие милые помощники дома и на огороде со мной. Вначале трудно было перейти от «тонкой науки» к чёрноземельной практике. Собирая картошку, поштучно пересчитывал, извлекал из суммы корни, перекладывал количество в децибеллы. Возвёл на участке три теплицы в форме Египетских пирамид в масштабе 1:100. «Сляпал» «фазенду», – скворечник размером 3 на 4. И всё без денежных затрат, из подручного материала и только своими руками. Иногда путешествую по Северному Кавказу.
Приэльбрусье, 1978 год. Как известно, «…лучше гор могут быть только горы…». А ещё: – «Умный в гору не пойдёт…»
Поддерживаю свою боевую подругу, а она меня. Имеем двух сыновей, двух внуков и двух внучек. Любим животных.
Город Пушкин
Январь 2003 года |