© Клубков Ю. М. 1997 год

 

О ПРОЕКТЕ

ОБ АВТОРЕ

КАТАЛОГ

АВТОРЫ

ОТЗЫВЫ

ГАЛЕРЕЯ

ФОРУМ

КОНТАКТЫ

Сборник воспоминаний подготов и первобалтов «46-49-53»

КНИГА 1

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2002 год

Автор  проекта,  составитель  и  редактор  Сборника  Ю.М.  Клубков.

Редакционный  совет:   И.Н.  Владимиров, Е.А.  Дрюнин,  Н.Е. Загускин, Л.В. Карасёв, Ю.М. Клубков, И.И.  Краско, И.Л.  Эренбург.

Книга  1  Сборника  подготовлена  к  изданию  на  добровольные  пожертвования   авторов  воспоминаний  и  многих  однокашников,  проникшихся  идеей  Сборника  и  видящих  в  нём  пользу.

Издание  Книги 1 осуществлено  в  основном на  средства,  предоставленные  для  этой  цели  И. Н.  Владимировым,   Е. А.  Дрюниным,  И. И.  Краско  и  В. В.  Логиновым.

                 Краткие  аннотации  и  тексты под  фотографиями,  набранные  курсивом,  подготовлены  составителем  Сборника  на  основании  содержания  воспоминаний  и  надписей  на  оборотах    фотографий.  В  большинстве  случаев  они     согласованы    с  авторами. 

                Фотографии,  помещённые  в  Сборнике,  выбраны авторами  воспоминаний  из  собственных  фотоальбомов   и  фото-архивов.  

                Полный  список  выпускников  Ленинградского  военно-морского  подготовительного  училища  1949 года  составлен  на  основании  «Книги  аттестатов  зрелости,  выдаваемых  учащимся,  окончившим  курс  обучения  в  средней  школе»,  предоставденной  В.И.  Суровегиным. Компьютерный  набор  списка  выпускников  ЛВМПУ    1949  года   выполнен  В.Е.  Болотским.

                Полный  список  выпускников  Рижского  Нахимовского  училища  1949  года,  переведённых  в  1-е  Балтийское  ВВМУ,  составлен  на  основании  данных    Е.А.  Дрюнина.

©     Ю.М.  Клубков,  2002 год

©     Авторы  воспоминаний,  2002 год.

Друзья мои, прекрасен наш союз! 

Он как душа неразделим и вечен,  

Неколебим, свободен и беспечен, 

Возник и вырос он под сенью ВМУЗ. 

Куда бы нас ни бросила судьбина, 

Живём везде, ты только посмотри! 

Всё  те  же  мы: нам целый мир чужбина,    

Отечество — Приютская, дом три!

А. С. Пушкин 

и ленинградские подготы — первобалты «46-49-53»

 

Предисловие

                Эта  книга  представляет  собой  Сборник  воспоминаний  офицеров  и  адмиралов  Военно-Морского  флота,  прошедших  большой  служебный  и  жизненный  путь,  отдавших  флоту  по  30-40  и  более  лет  жизни  и  находящихся  ныне  в  отставке.  Всех  их  объединяет  то,  что  они  выпускники  1953 года  1-го  Балтийского  высшего  военно-морского  училища,  то  есть  они  --  однокашники.  Большинство  из  них  учились  вместе  с  1946 года,  когда  поступили  в  Ленинградское  военно-морское  подготовительное  училище. 

             Совместное семилетнее  воспитание  и  обучение  сначала  в  ЛВМПУ,  а  затем  в  1-м  Балтийском  ВВМУ  в  одних  и  тех  же  стенах  бывшего  приюта  принца  Ольденбургского  в  бывшем  Приютском,  а  позднее  Морском  переулке,  многолетняя  дальнейшая  служба  зачастую  локоть  к  локтю  на  всех  флотах,  сроднили  этих  людей  настолько,  что  до  настоящего  времени  они  поддерживают  между  собой  тёплые  дружеские  отношения  и  регулярно  встречаются,  несмотря  на  то,  что  живут  на  огромном  пространстве  от  Владивостока  до  Калининграда  и  от  Мурманска  до  Севастополя.

        Идея  создать  Сборник  воспоминаний  однокашников родилась примерно  три  года  назад   из    желания  увековечить    имена  всех   однокашников  --  выпускников  1953  года.  Этот  выпуск  дал  флоту  много  выдающихся    морских  офицеров  и  адмиралов,  которые,  по  моему  глубокому  убеждению,  внесли  большой  вклад  в  развитие  океанского  Военно-Морского  флота.  

             Большинство  выпускников  впервые  в  ВМФ  были  подготовлены  как  профессионалы-подводники,  получившие  дипломы  офицеров  по  специальностям  «штурман-подводник»  и  «торпедист-подводник».  Их  служебная  карьера  в  большинстве  случаев  в  то  время  складывалась  благоприятно.  Совсем  в  другой  обстановке  проходила  служба  выпускников  артиллерийского  факультета,  многим  из  которых  пришлось  менять  специальность.

            Интересны    судьбы  и  тех  однокашников,  кто  рано  расстался  со  службой  на  флоте  в  связи  с  сокращениями,  но   трудился  в  гражданских  условиях  для  развития  флота  и  в  народном  хозяйстве.   

            Выпуск  в  целом   достоин  того,  чтобы  о  нём  сохранилась     память  в  истории,  так  как    все  наши  ребята  участвовали  в  больших  делах  и  событиях  периода   жесточайшей  холодной  войны  на  грани  применения  атомного  оружия, беспрецедентного  роста  мощи   ВМФ  и  его  настоящей  боевой  службы  на  всех  морях  и  океанах  в  экстремальной  обстановке,  порождающей  героику  и  трагизм.

           Основная  цель  издания  Сборника  --  оставить  для  потомков    воспоминания  о  жизненных  путях  и  судьбах  одного  выпуска  морских  офицеров,  прошедших  службу  во  время больших  перемен  на  флоте,  связанных  с  глобальным  противостоянием,  множеством  политических  потрясений,  взлёта  и  падения  флота.

      Замысел  создания  Сборника  включает  в  себя  сбор  максимального  количества  воспоминаний,  написанных  лично,  а  также  воспоминаний    и  документальных  материалов  о  тех  однокашниках,  которые  уже  никогда  не  смогут  написать  о  себе.  Таким  образом,  в  Сборнике  должны  быть    представлены  307  фамилий  однокашников,  вместе  закончивших  училище  в  1953 году.  Именно  эта  сверхзадача  особенно  интересна.  Ещё  надо  вспомнить  и  тех,  кто  не  дошёл  с  нами  до  выпуска,  но  сохранился  в  нашей  памяти  со  времени  обучения  в  подготовительном  училище.

             При  осуществлении  этого  долговременного  и  трудоёмкого  проекта,  состоящего  из  многих  этапов,  возникало  много  непредвиденных  препятствий  и  затруднений,  которые  преодолеваются,  благодаря  мощной  поддержке  редакционного  совета  и  многих  однокашников.    

             Объём  уже  собранных  материалов  очень  большой.  Все  имеющиеся  материалы  невозможно  было  поместить  в  одну  книгу. Проект  предусматривает  выпуск  серии  книг,  в  каждой  из  которых  будет  помещено  по  пять-семь  воспоминаний  и  списки  однокашников  разных  периодов  учёбы  и  службы,  а  также  другие  интересные  материалы. Воспоминания  иллюстрируются  фотографиями  из  личных  фото-архивов  авторов.   

             При  изучении  и  подготовке  к  печати  полученных  материалов  выявилось,  что   воспоминания    интересны в  познавательном,  литературном  и  историческом  отношениях.  Они  характерны  своей  информативностью:  излагаются  неизвестные  факты  из  жизни  флота,  о  неожиданных  и  таинственных поворотах  судеб  авторов,  о  быте  и  нравах  на  флоте,  о  боевой  службе,  об  испытаниях  и  освоении  нового  оружия  и  техники,  о  жизни  в  гражданских  условиях,  о  путешествиях,  об  интересных  явлениях  природы,  о  жёнах,  детях  и  внуках,  об  увлечениях  и  так  далее.  Получается  в  целом  срез  жизни  страны  и  флота  за  период  войны  и  послевоенной  эпохи.

              Анализ  поступивших  материалов  показал,  что  воспоминания  однокашников  представляют  несомненный  интерес  для  истории  ВМФ  России,  а  также  для  познания  судеб  целого  поколения  офицеров  флота,  сложившихся  в  тяжёлый  период  холодной  войны.  Многие  пишут  не  только  о  себе,  но  и  об  отставших  в  пути,  а  также  о  безвременно  ушедших  наших  товарищах.

           Общее  название  «О  времени  и  наших  судьбах»   сформировалось  в  процессе  работы,  когда  стал  глубже  разрабатываться    проект  издания  и  были  изучены  большинство  присланных  рукописей.  

           Проект  этот  выглядит  грандиозным,  но  он  вполне  реален  и  уже  есть  первый  результат:  вышла  в  свет  Книга  1  Сборника,  которая  представлена  на  суд  читателей.  Имеется  задел  следующих  двух  книг,  а  также  материал  ещё  на  несколько  книг.  Многие  однокашники  ещё  пишут  свои  воспоминания.

           В  приложениях предполагается  печатать  литературные  произведения  однокашников  (стихи  и  прозу);  библиографию  книг,  выпущенных  однокашниками;  обзорное  исследование  флотских  династий,  сложившихся  в  нашем  содружестве;  крылатые  фразы,  афоризмы,  песни,  анекдоты  периода  курсантской  жизни  и  другие  материалы.

          При  редактировании  воспоминаний  соблюдается  принцип  бережного  отношения   к    первоначальным   текстам,  которые  очень  дороги  авторам,  ибо  авторы  хотят  прочитать  в  книге  своё  произведение,  а  не  переделанное  при  подготовке  к  печати  и  ставшее  в  результате  «чужим».  Поэтому  не    делается    никаких    попыток  «улучшить»  авторские  тексты,  что-то  присочинить  от  себя  или  компилировать.  Стремление  сохранить  оригинальность  стиля  автора   воспоминаний  является  главным  правилом  в  подходе  к  подготовке  рукописей  для  издания. Иногда  допускаются  лишь  незначительные  сокращения  текстов  с  целью  выделения  наиболее  интересных  мест.   Конечно,  устраняются  грамматические  и  стилистические  ошибки,  если  они  обнаруживаются.  В  случае  необходимости  делаются  пояснения  и  комментарии. При  соблюдении  этих  простых  правил,  проблем  с  редактированием  рукописей  не  возникает.

           Мне  часто  задают  вопросы:

           - Для  кого  издаётся  этот  Сборник  воспоминаний?  Кто  будет  читать  эту  книгу,  не  отличающуюся  литературным  изяществом?

           Отвечаю  на  эти  вопросы  очень  просто:  

         - Сборник  воспоминаний  издаётся  небольшим  тиражом  в  первую  очередь  для  нас,  а  также  для  наших  детей  и  внуков,  у  которых  неизбежно  проявится  интерес  к  своим  «корням»  как  естественное  желание  человека  знать  о  своём  происхождении.  Очевидно,  Сборник  воспоминаний  будет  интересен  историкам  Военно-Морского  флота,  большому  числу  офицеров  флота  в  отставке,  живущих  воспоминаниями  о  былом  расцвете  ВМФ  и  героических  делах  вместе  с  нашими  однокашниками.  Думаю,  настанет  время,  когда  и  наш  опыт  беззаветного  служения  Отечеству  будут  изучать  молодые  моряки.  

          Что  же  касается  литературной  привлекательности  воспоминаний,  надо  сказать,  что  изначально  при  замысле  Сборника  однокашникам  не  ставилась  задача  создавать  литературные  произведения,  а  предлагалось  писать  в  любых  стилях  и  формах,  то  есть  кто  как  может.  Только  при  этом  условии  стало  возможным  реализовать  проект.  Поэтому  предъявлять  сейчас  литературные  требования  к  воспоминаниям  было  бы  неправильно.   

          Адмирал  Данилов  Пётр  Алексеевич, служивший  на  флоте  при  Екатерине  Второй,   выйдя  в  отставку,  написал  воспоминания,  которые  после  его  смерти  попали  в  Военно-Морской  архив  и   хранились  без  изучения  до  недавнего  времени.  Внимательный  исследователь  прочитал  рукопись  и  сделал  о  ней  доклад  на  юбилейной  конференции  РГА  ВМФ  в  январе  1999 года,  вызвавший  интерес  не  только    учёных – историков.      

           Оказалось,  что  адмирал  Данилов П.А.  сделал  очень  интересное  описание  эпохи  Екатерины  Второй  и  периода  правления  Павла  Первого, нетрадиционно  освещая  происходившие  тогда  события, необычно  и  своеобразно  оценивая  этот отрезок  истории  России.  Он  даёт  оригинальные  и  острые  характеристики  Екатерине  и  Павлу,  а  также  многим  сановникам  и  адмиралам:  Мордвинову,  Чичагову,   Войновичу    и   другим . Очень  образно  излагает  свои  взгляды   на  быт  и нравы    того    времени .  Рукопись    он    посвятил    своим    детям,    сказав    им:  « Жизнь  каждого  человека  достойна  описания!».

            Надеюсь,  что  эта  глубокая  мысль  вдохновит  большинство  однокашников  на  письменные  рассказы  о  своей  службе  и  жизни.

     Наши  воспоминания  не  затеряются  в  архивах.  Мы  издадим  их  при  жизни.  Думаю,  что  они  будут  интересны  и  нашим  современникам,  и  нашим  потомкам.

           Пользуясь  возможностью,  вновь  обращаюсь  ко  всем  однокашникам,  кто  ещё  не  написал  своих  воспоминаний,  -- пишите  и  присылайте  мне  свои  рукописи.  Проект  Сборника  предусматривает  опубликование  всех  ваших  воспоминаний.

           Благодарю  всех  авторов,  приславших  мне  свои  воспоминания и  фотографии  для  Сборника.

          Огромная  благодарность  всем  однокашникам,  кто  поддержал  морально  и  материально    проект  Сборника    и  тем  самым  дал  возможность  начать его реализацию.

          Спасибо   В.И. Суровегину,    В.Е.  Болотскому,  Е.М.  Лузгиной, М.В.  Судаковой  и  всем,  кто  помогал  в  работе  над  Книгой  1  Сборника.  

          Большое  спасибо  однокашникам:  Лапцевичу  Н.В.,  Куликову  И.В.,      Лебедько  В.Г.  и  Ильину  Э.А.,  прочитавшим  Книгу  1  Сборника  и написавшим  отзывы,  а  также  всем,  кто   высказал  устно   своё  мнение.  

          Много  слов  благодарности  хочется  высказать  в  адреса  Г.Н.  Авраамова,  Л.Д.  Чернавина  и  Н.Ф.  Бондаревой,  давших  положительную  оценку  Книги  1  Сборника.     

         Особую  благодарность  высказываю  своей  жене  Людмиле  за  поддержку  в  работе  над  Сборником  и  долготерпение.  Сына  Михаила  благодарю  за  компьютерное  обеспечение.

         Приношу  извинения  читателям  за  мелкий  шрифт,  плотное  расположение  текста  и  неудовлетворительное   качество   фотографий,  а  также  за  скромное  оформление  Книги  1.  Это  связано  с  крайней  ограниченностью  средств  на  её  издание.

         Сообщаю  всем  однокашникам,  что  уже  идёт  работа  над  составлением  и  редактированием   Книги  2  и  Книги  3  Сборника.

Ю.  Клубков

17  января  2002  года

Адрес:  196070,   Санкт-Петербург, Улица  Победы,  дом  7,  кв.  52.

Телефон:  371-97-29

Введение

 

        У  многих  читателей,  взявших  в  руки  Книгу 1 Сборника  воспоминаний  подготов  и  первобалтов  «46-49-53»,  может возникнуть вопрос: кто же такие — подготы и первобалты? Коротко информируем об этом, о таинственных цифрах «46-49-53»  и  об  остальном,  что  за  этим  стоит.

        Историческая традиция готовить офицеров флота с детского возраста привела к идее создания в 1940 году военно-морских специальных школ в системе общего образования. Однако во время Великой Отечественной войны стало ясно, что такой порядок начальной подготовки офицеров флота не может удовлетворять возросшим требованиям военного времени. Руководство Военно-Морского флота во главе с      Н.Г. Кузнецовым приняло решение самостоятельно осуществлять начальную подготовку офицерских кадров. Были созданы военно-морские подготовительные училища для подготовки будущих курсантов высших военно-морских училищ. Одновременно решались судьбы мальчишек, оставшихся во время войны без отцов, — они приобщались к флоту.

        Ленинградское военно-морское подготовительное училище (ЛВМПУ) основано в 1944 году. В курсантском просторечии оно называлось подготией, а учились в нем п о д г о т ы, то есть в том числе мы — члены редакционного совета и наши однокашники — авторы воспоминаний.

        Поступили мы в ленинградскую подготию в 1946 году. Окончили ее в 1949-м, получив аттестаты зрелости, начальные военно-морские знания и право поступления в высшие военно-морские училища.         Мы могли оказаться в различных высших училищах и растворились бы среди новичков, поступавших в высшие училища «с гражданки». Но нам повезло. На базе ЛВМПУ было создано Первое   Балтийское высшее военно-морское училище (1-е БВВМУ), в которое все мы были переведены, превратившись таким образом в первобалтов и продолжая учиться и жить в тех же зданиях. Окончили высшее училище в 1953 году. Стало быть, цифры «46 — 49 — 53» — основные даты нашей совместной учебы.

Эти семь лет были светлыми, навсегда памятными годами юности. Именно тогда на всю жизнь сложилось наше дружеское единство, всеобщее товарищество, прочно соединившее наше прошлое, настоящее и будущее.

        На первом курсе высшего училища к нам присоединились 54 рижских нахимовца, тоже выпускников 1949 года. Воспитанные, как и мы, на флотских традициях, сплоченные с мальчишеских лет, они органично влились в наш коллектив.

        В последний год нашей учебы 1-е БВВМУ стало готовить штурманов и минеров-торпедистов для подводного флота, который в это время начал быстро развиваться. Выпускники 1953 года, за исключением обучавшихся на артиллерийском факультете, стали первыми  в  истории  офицерами ВМФ — профессиональными подводниками, прошедшими еще в училище курс специальной подготовки для   плавания  на     подводных лодках. Это создало для них хорошие и успешно реализованные перспективы   службы  на  новейших  по  тем  временам  подводных  лодках  613  и  611 проектов,  а  затем  на  атомных  торпедных  и  ракетных  подводных  лодках.

        Судьбы артиллеристов складывались по-иному. На них иначе отразилась новая концепция развития ВМФ в то время, возвысившая роль подводных лодок и недооценившая   значение   больших   надводных   боевых   кораблей.

        Многим из выпускников-артиллеристов пришлось переучиваться, приобретать иные специальности и служить, не имея реальной перспективы в службе. Появлялось вполне естественное желание уйти «на гражданку». Некоторые из наших однокашников попали под массовые сокращения вооруженных сил. Молодым офицерам, вынужденно уволившимся в запас, предстояло начинать гражданскую  жизнь  с  нуля...

        Провидение основательно поиграло нашими судьбами. Многие заплатили за служебный  успех  здоровьем  и  даже  жизнью.

        Несмотря на многочисленные перемены в стране в послевоенное время, изменения взглядов на роль Военно-морского флота и сложности самой службы, выпуск 1953 года оказался весьма результативным. Он дал флоту 11 адмиралов, среди которых:

  • первый заместитель Главкома ВМФ — начальник Главного штаба ВМФ адмирал флота Константин Макаров;

  • заместитель Главкома ВМФ по тылу — начальник тыла ВМФ адмирал Игорь Махонин;

  • начальник разведывательного управления ВМФ вице-адмирал Юрий Квятковский;

  • командующий флотилией атомных подводных ракетоносцев Северного флота Герой Советского Союза  вице-адмирал  Евгений  Чернов;

  • начальник управления кадров главного разведывательного управления Генерального  штаба  вице-адмирал  Кир  Лемзенко;

  • командующий оперативной эскадрой ТОФ контр-адмирал Джеме Чулков и другие.

        Если считать не по адмиральским звездам и должностям, а по количеству командиров подводных и надводных кораблей, то и здесь наш выпуск не отстал от других. Не пропали и те, кто по той или иной причине оказался «на гражданке». Многие стали руководителями предприятий и учреждений, главными инженерами, ведущими специалистами, капитанами дальнего плавания, учеными, писателями.

Только краткое перечисление впечатляет: рыбфлотовский адмирал, начальник "Главсеврыбы" Василий Донзаресков, заместитель  министра  приборостроения  Аркадий  Павлов,  сотрудник ООН Виктор Логинов, народный артист Иван Краско, выдающийся судомоделист Юрий Федоров, капитан-директор  Леонид  Оскерко... разве всех перечислишь!?

    Нет   сомнений,  что  в  основе  всех  наших  служебных и жизненных успехов лежат  семь юношеских  лет,  проведенных  в  стенах  родного  училища.

        Когда Юрий Клубков выступил с идеей создания Сборника воспоминаний однокашников, не все и не сразу поверили в осуществимость этого громадного проекта, небывалого по охвату авторов, долговременного по выполнению и к тому же финансово не обеспеченного. Однако, со временем однокашники прониклись этой идеей и откликнулись. Пусть не у всех оказались писательские таланты и навыки, но еще раз подтвердилось, что хотя бы одну книгу — книгу о своей жизни — может написать каждый. За два с половиной года поступило около 70 рукописей. Они различны  по  объему  и  по  жанру:  от  многостраничных  мемуаров  и документально-художественных рассказов об отдельных особо памятных событиях до кратких эссе с размышлениями о жизни. Все они в любой форме чрезвычайно интересны.

    В училище мы почти все знали друг о друге. А ныне общаемся редко. На ежегодных встречах в Москве, Севастополе и наиболее массовых в Петербурге во вторую субботу апреля у памятника «Стерегущему», а также на юбилейных встречах через каждые пять лет, успеваем лишь обняться, спросить — «Как поживаешь?» и услышать в ответ оптимистическое — «Нормально!». На одной из юбилейных встреч к микрофону подходили все с выступлением — «20 секунд о самом себе». Но что расскажешь за 20 секунд?...

Сборник воспоминаний — вот долгожданная возможность неспешно и обстоятельно поговорить друг с другом, рассказать о себе спустя полвека с той поры, когда приказ Главкома ВМФ разбросал нас по флотам, кораблям и иным местам службы.

        Сейчас мы в возрасте, располагающем к воспоминаниям. Хочется думать, что дела, мысли и чувства. отраженные в книгах Сборника, шагнут в будущее дальше, чем доведется шагнуть нам. Быть может, наши воспоминания окажутся интересными не только для своих однокашников, но и для будущих моряков, и для военных историков — ведь воспоминания повествуют о служебном опыте и судьбах целого поколения морских офицеров, высвечивают четыре десятилетия их службы на флоте, который в 50-е—80-е годы стал атомным, океанским, ракетно-ядерным. Интересны воспоминания и тех однокашников, кто рано ушел из училища или с флота, — в них в той или иной мере отражаются пути и судьбы народа всей страны, испытавшей при жизни нашего поколения немалые потрясения. Мемуарная правда всегда субъективна, но десятки субъективных правд, собранные воедино, становятся вполне объективной исторической правдой.

        Мы не в состоянии проверить достоверность всех дат, имен и названий и не всегда разделяем взгляды и оценки авторов. В некоторых случаях высказываем свои  суждения  или  уточнения в  сносках-комментариях.

        Любое большое дело, тем более длительное и дорогостоящее, имеет определенную степень риска в успешном его завершении. Основные затруднения возникают из-за недостатка средств. Поэтому проект продвигается медленно. Но мы надеемся, что основные наши читатели — подготы и первобалты — помогут преодолеть финансовые проблемы. С благодарностью будет принята поддержка этого необычного издания со стороны   однокашников  и  других  заинтересованных   лиц.

РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ

21.01.2002 г.


 

Александр Васильевич Гамзов

 

Александр Васильевич Гамзов — коренной петербуржец.

Пережил   блокаду   города   от  первого  до  последнего  дня. 

Закончил     ЛВМПУ  и 1-е  Балтийское ВВМУ. Служил  на   Балтийском  и  Северном  флотах,   командовал  кораблями,  но    ушел  «на гражданку»   по сокращению   штатов  в 1960 году.

                  Прошёл   полный   курс   в   политехническом    институте,  получил  ещё один    диплом   и   стал    инженером.    Работал   в   проектных    бюро   и   на  железнодорожном      транспорте.

                   Всегда   сохранял   верность   дружбе   и    подготскому   братству.

 

                                                                                                            Александр Гамзов.

 

ЭПИЗОДЫ ЖИЗНИ

 

Начало

 

    Родился я, Гамзов Александр Васильевич, 24 декабря 1930 года в благословенном граде Питере. Учился в школе № 5 Василеостровского района. До начала Великой Отечественной войны закончил 3 класса. Учился хорошо — был отличником по всем основным дисциплинам, но отличался довольно заносчивым нравом и всегда был готов подраться для утверждения собственного Я. Именно поэтому, несмотря на довольно хлипкое телосложение, считался одним из самых сильных «мужиков» класса.

    Отец мой, Гамзов Василий Гаврилович, уроженец Тверской губернии, происходил из зажиточной крестьянской семьи. В памяти сохранились большой деревянный дом деда с украшениями и датой постройки на фасаде, картины на стенах и книги с картинками. Во время войны дом с пристройками, как и вся деревня, были сожжены фашистскими захватчиками.

    Отец довольно рано уехал из родного дома, плавал на судах матросом, а затем механиком. Военную службу проходил на линейном корабле «Гангут», который базировался в Гельсингфорсе (Хельсинки). Там же отец вступил в РСДРП, это произошло в сентябре 1917 года. Во время и после революции занимал ряд выборных должностей на корабле и в бригаде линейных кораблей. Был бригадным комиссаром   1-ой бригады. Сохранились некоторые документы отца: партбилет, удостоверение военмора, характеристики почти вековой давности. После перенесенного брюшного тифа с военной службы уволился, некоторое время проучился в академии художеств, но профессиональным художником не стал и далее работал в промышленности. В   1941 году вступил в ряды народного ополчения и погиб под Ленинградом в 1942 году.

    Мать моя, Анна Ивановна, до начала Великой Отечественной войны не работала, вела домашнее хозяйство и воспитывала детей: меня и сестру. После гибели отца была вынуждена устроиться на работу, но отсутствие профессии и образования обрекли мать на тяжелый непрофессиональный мужской труд. Все эти факторы и определили мою дальнейшую судьбу.

 

Блокада

 

    Во время блокады все 900 дней находился в Питере. В зиму 41 — 42 годов чуть не умер от голода. Постоянные бомбежки и артобстрелы, гибель родных и знакомых, пожары и разрушения — все это останется в памяти навсегда. Сегодня — это картина, которую трудно даже себе представить. Темно. Холодно. За окном — минус 30 , в комнате — тоже минус. Стекла почти все выбиты взрывной волной. В форточку выведена труба от буржуйки. Буржуйка то теплится, когда нечем топить, то раскаляется до предела, когда есть настоящие довоенные дрова, лежащие перед ней на железном листе. Буржуйка — наше спасение: она и греет, и варит, и жарит. Да еще какие блюда! — студень из остатков столярного  клея,  лепешки  из  опилок  и  какой-то шелухи, поджаренные на олифе. Ничего вкуснее мне в дальнейшем пробовать не приходилось. Вся летающая и бегающая живность давно съедена, поэтому стол носит ярко выраженный вегетарианский характер. Большое место в нем занимает вода, за которой приходится ездить на Неву. Ездить — это по привычке сказано, на самом деле приходится возить ее на самодельных саночках от проруби до дома. Все трубы давно уже лопнули от мороза, в том числе и канализационные, поэтому все отходы (их мало) выплескиваются прямо во двор. Во дворе горы замерзших нечистот. Но так как количество живых в доме уменьшается катастрофически, то высота гор остается практически неизменной. Казалось, конца этому не будет, но жить все-таки хотелось.   Пришла весна, зазеленели сады, садики, газоны. Жить стало проще и как-то веселей. Посадили турнепс, брюкву, морковь, капусту. Сады превратились в огороды.

    В одном классе со мной учились будущие подготы — Саша Кулешов и Борис Петров. Все мальчишеское было нам не чуждо. Летом, несмотря на постоянные голодные колики, отсутствие обуви и мячей, до одури, чем придется, играли в футбол и купались в Неве на стрелке Васильевского острова или у сфинксов напротив Академии художеств. За работу на совхозных полях в 1943 году я был награжден медалью «За оборону Ленинграда» и почетной грамотой.

 

   Трое неразлучных друзей стали подготами

 

 Подготия

 

    «Романтика солнечных рей» звала нас в море. Впереди уже замаячило Ленинградское военно-морское подготовительное училище. В 1946 году после успешной сдачи экзаменов мы стали курсантами ЛВМПУ.

    Многое изменилось за три года учебы. Все мы из мальчишек-беспризорников стали заправскими мореманами. В памяти остались наши прекрасные наставники и мальчишеские проказы, подчас на грани фола. Поэтому к нашим отцам-командирам и сегодня отношусь с признательностью и любовью. К сожалению, почти все они ушли от  нас  в  мир  иной.  Помню  их  непосредственность,  принципиальность  и  душевное отношение к своим воспитанникам. Мне кажется, что даже наша ирония над некоторыми их проколами в риторике не носила злого характера.

    Подготия всем нам дала много: серьезную учебу, лучших преподавателей, некоторые «благородные» манеры, летнюю практику на фортах и шхунах «Учеба» и «Надежда», шлюпочные походы и даже парады на Дворцовой. Были и «плевелы» — «Мраморный», «Швейник», бравада «бывалых матросов»,  200 грамм водки, клеша шириной  до  45  сантиметров,  травленые  гюйсы  и  любовь  к  потасовкам.

 

Американский шоколад

 

    В этой истории «морской счет», в общем довольно демократичный по сути, ежели не жулить, сыграл со мной злую шутку. Во время войны Америка России поставляла грузы по «ленд-лизу» и в порядке помощи. В числе грузов был заокеанский шоколад.

      Когда нас из курсантов сделали воспитанниками, нашему дорогому ЛВМПУ тоже перепало от «дяди Сэма»: каждому классу была выделена увесистая плитка шоколада.

    На классном форуме было решено разыграть плитку «на морской». Все было соблюдено: порядок подсчета общей суммы, выделены счетчики по рядам , а также определено, с кого начинать отсчет. «Раз, два, три!» — двадцать с лишком рук взметнулось в воздух. Подсчет вытянутых пальцев начался. В общем, мне иногда в таких ситуациях везет. «Ура!» — шоколад мой. А надо сказать, что этот дефицитный продукт многие напрочь забыли — ведь с началом войны шоколадные конфеты в наших рационах отсутствовали. Поэтому выигрыш представлялся, как подарок судьбы.

    Все было бы прекрасно, если бы не так печально. Когда я уже глотал слюни в предвкушении удовольствия, в класс вошел некто. Этот некто просто не присутствовал при розыгрыше. Форум решил начать все с начала. Снова руки, снова пальцы, новый подсчет, и шоколад — розовая мечта — уплыл для меня в вечность. С коллективом не поспоришь. Кто вошел в класс, кто съел шоколад — из памяти испарилось.

Морские узлы

 

       Моряк должен знать и уметь вязать узлы. Наш преподаватель подполковник Бобко по прозвищу «Шкимушгар» выстраивал класс в две шеренги и начиналось: «Развяжите и вновь завяжите......».  Морские узлы — дело мудреное. Не каждому дано их осилить, поэтому вместо «Петрова» зачеты сдавал тот, кто знал и умел, например, «Сидоров». Увы, так случилось и со мной.

    Ученье — свет,  неученье — тьма.  Эту истину знали все. Но не это было главным в борьбе за успеваемость. Увольнение в город, где можно пощеголять в «шикарной» морской форме и блеснуть перед знакомыми и девочками эпизодами из «залихватской» морской службы, — вот основной движущий стимул подгота. Ведь двойка или замечание в журнале — это неувольнение в город или задержка очередного отпуска, а значит — тягостное сидение в училище, где только фильмы по субботам и воскресеньям скрашивают существование. Недаром подготский фольклор декларировал: «Нам плевать на общий балл, лишь бы отпуск не пропал».

    Как-то я попросил нашего главного специалиста по узлам, отзывчивого парня Кузовникова Колю, сдать узелки за меня, соответственно отрекомендовавшись преподавателю.   Но  Коля,  кроме  прочих  положительных  качеств,  отличался  еще  и честностью. Поэтому, когда он пришел к подполковнику, тот, почувствовав неладное, спросил у Коли: «А за кого вы пришли сдавать?», тот ответил, как на духу: «За Гамзова». Смеху было!

Поркалла -Удд

 

    Годы в 1-ом Балтийском ВВМУ пролетели незаметно от одной курсовки до 2-х звездочек на погонах. После окончания училища  получил назначение в Поркалла — Удд на должность командира БЧ-2 морского бронекатера (по  прежней классификации — «малая канонерская лодка» ).

 

 

На этой фотографии я уже  заправский  артиллерист

 

 

 

Административный центр полуострова — поселок Кирканумми. Там были размещены все штабные и хозяйственные учреждения, там же был довольно приличный дом офицеров, куда ездили молодые офицеры потанцевать и развлечься. 104-я бригада шхерных кораблей базировалась в гавани Западная Драгэ. Великолепная природа, чистые озера, финские шхеры поражали воображение своей красотой и разнообразием пейзажей.

Отрадой  была  прекрасная рыбалка

 

 

Но жизнь текла довольно однообразно. Сухой закон. Кафе, где единственным хмельным напитком было пиво, подаваемое в неизменных трехлитровых   графинах.

      В ходу были розыгрыши и всевозможные шутки, а так как все мечтали поскорее вырваться на Большую Землю, то и шутки носили подчас специфический характер. Как-то 1 апреля меня будят и вручают телефонограмму: «Немедленно прибыть в штаб ВМБ за новым назначением...». Забыв обо всем на свете, в том числе и о первоапрельских  шутках, срочно привел в порядок лейтенантский китель и уже навострил лыжи, но двусмысленные улыбки провожающих привели в чувство и остановили дальнейшее продвижение. Дошло чуть было не до драки — так велико было разочарование.

 И хотя полуостров до предела был напичкан новейшими средствами вооружения, Никита Хрущев в 1955 году отдал его финнам.

    104-я бригада шхерных кораблей, в составе которой, кроме двух дивизионов бронекатеров, были дивизион десантных кораблей, канонерская лодка «Красное Знамя» (в миру — «Коза»), монитор «Выборг», полученный по репарациям от финнов, оставила Западную Драгэ. Покидая базу, все корабли хором гудели и ревели всеми своими сиренами и ревунами.

Крепость Кронштадт

    Пришли на постоянное базирование в Кронштадт. Ошвартовались в Усть-Рогатке. В крепости учения и мучения производились централизованно. Модно было собирать молодых офицеров, делиться с ними боевым и жизненным опытом, учить и поучать их.

До расформирования бригады служил в дивизионе десантных кораблей в качестве дивизионного артиллериста. В Кронштадте встретил нашего будущего народного артиста — Ивана Краско, стажировавшегося на кого-то. Пообщались хорошо.

Флагманский артиллерист крепости также провел очередное занятие с артиллеристами кораблей. Помещение, напоминавшее школьный класс, было заполнено лейтенантами и старшими лейтенантами. Флагарт что-то мерно талдычил у грифельной доски. Его откровения воспринимались туманно. В помещении было тихо. С треском отворилась дверь и в проеме оной обозначилась фигура офицера. Это был ныне покойный Джеме Константинович Чулков.

О Джемсе много говорено и даже кое-что написано. По моему мнению, это был самый-самый ... во всех отношениях. Умный, схватывающий все на лету специалист, служака с большой буквы, требовательный и демократичный, друг и товарищ, всегда готовый помочь. Да и в застолье не из последних  удальцов.  Трагическая  смерть  давно вырвала его из наших рядов.

 

 

Джемс  всегда  со  всеми  был  дружен.

 

 

 

 

Но тогда, в 1957 году, он вошел в аудиторию, плюхнулся на первый стул и тут же сладко уснул, периодически всхрапывая довольно энергично. Инцидент закончился благополучно. После занятия, напичканные знаниями, мы подкрепились, чем бог  послал и отправились на мой «пароход». Общение прошло в дружеской атмосфере. Вот и все об этом эпизоде.

 Волею начальства и судеб дивизион был сдан на слом, а бригада расформирована.  Мне пришлось срочно переквалифицироваться.

 

Полярный

 

После расформирования бригады некоторое время был не у дел, а затем был назначен помощником командира строящегося на Понтонной базового тральщика проекта 254-а. В 1958 году тральщик по Беломоро-Балтийскому каналу перешел на место постоянного базирования на Северный флот — в Полярый, в Пала губу. В 1960 году был назначен командиром тральщика. Мне было присвоено звание «капитан-лейтенант».  Мой  новый «пароход» плавал постоянно и выполнял самые разнообразные задачи: противолодочное патрулирование в Кольском заливе, сопровождение иностранных судов от Цып-Наволока до Мурманска, боевое траление в районе Петсамо, ограждение района испытаний атомного оружия на Новой Земле от незваных гостей, которых, кстати, было довольно много. В этом же году попал в Военно-Морской госпиталь с диагнозом: «язва двенадцатиперстной кишки», после чего был уволен в запас ВМФ.   Этому обстоятельству во многом способствовали внешние факторы: личные мотивы и проводимое значительное сокращение вооруженных сил. Уволился, прямо скажем, по собственному желанию. Меня лечил призванный на переподготовку гражданский доктор, который сделал выводы, подсказанные мной: «Домой, на Васильевский остров». В конце 1960 года сдал «тралец» и прибыл в Ленинград.

 

Жизнь гражданская

 

Желание, увы, не осуществившееся, ощутить пульс жизни и некоторая зависть к «вольному» гражданскому существованию, привели меня в Северо-западный заочный политехнический институт на достаточно сложный факультет: «автоматика и телемеханика». Но интереса к учебе не было, доминировало желание «сделать карьеру». К тому же оставшиеся навсегда командирские привычки успешной учебе не способствовали.

Несмотря на все сложности и трудности, манипулируя элементарной эрудицией и неэлементарным апломбом, институт все же закончил и получил квалификацию «инженер — электрик». Защитился в феврале 1966 года. Видимых изменений  в судьбе  не  произошло.

 

 

        Прошло 30 лет, а дружба наша только крепнет

 

 

 

К тому времени спеси поубавилось, а ума не прибавилось. Но к работе всегда относился ответственно — это несомненное следствие училищного воспитания и флотской службы. Работал инженером, старшим инженером в проектном институте «Проектавтоматика», затем конструктором разных категорий в проектно-монтажном бюро «Малахит».

    Участвовал в проектировании и строительстве головной подводной лодки 671-го проекта, первым командиром которой был назначен наш однокашник Женя Чернов, ставший вице-адмиралом и Героем Советского Союза. Строилась лодка долго. Лозунги типа: «До спуска на воду осталось 10 дней» регулярно снимались, и все начиналось сначала. Мой вклад скромен: лично разработаны некоторые схемы измерения и сигнализации, обеспечивающие работу судовых систем. В этом же плане принимал участие в разработке, постройке и сдаче проектов: 671 РТ, 671 РТМ на судостроительных заводах страны.

    Однообразие, постоянные нервотрепки и хроническое безденежье заставили изменить жизнь в корне. В 1977 году, имея 46 лет отроду, поступил в техническую школу Октябрьской железной дороги, проучившись в которой 3 месяца, получил еще один диплом: «механик рефрижераторных секций». Работа получилась достаточно интересной, связанной с постоянными поездками, сначала по стране, а затем и зарубежными. Побывал во всех уголках нашей великой в прошлом страны: от Калининграда до Владивостока — по горизонтали, от Уренгоя до Ашхабада — по вертикали. Много было и зарубежных поездок. В те времена «за железным занавесом» все казалось привлекательным и необычным. Сегодня это смотрится иначе.

    Так как режим работы был достаточно своеобразным: полтора месяца — в поездке, полтора месяца — дома,  в  свободное  от  основной  работы время интенсивно отдыхал (с возлияниями) или устраивался на работу в соответствии со своими наклонностями. В частности, некоторое время работал экскурсоводом в музее истории города, в его филиале на площади Победы.

    И вот уже семь лет я не езжу, а работаю в своем депо слесарем по ремонту подвижного состава и дизелей. Фактически я выполняю функции механика рефрижераторных секций: эксплуатирую и по возможности ремонтирую дизеля и оборудование. Смысл моей работы в том, что вновь построенный экспериментальный цех оказался без электропитания, и только мои дизеля исправляют ситуацию.

Мои взгляды

    Вчера, сегодня и завтра — я за коммунистов. Я против хамского беспредела во всех аспектах нашего сегодняшнего существования. Правда, коммунизм последних лет вызывал некоторое раздражение своей беспардонностью и вседозволенностью для сильных. Но я всегда считал, что это можно было исправить в рабочем порядке. А вот людей, способных повести за собой массы рядовых коммунистов, не нашлось. В этом смысл произошедшей (только мое мнение!) трагедии. Также я против развала Союза. Но уж ежели развал — то полный. В этом плане — никакой Чечни, никаких Татарстанов ... и так далее. Общественной  деятельностью  не  занимаюсь. Состою  в  организации «Дети блокады 900», членство в которой сводится к уплате взносов и редко-редко к получению незначительных подачек (мыльница, зубная или одежная щетка, бутылка Херши) от каких-то спонсоров.

 

Санкт-Петербург.  2000 год


Hosted by uCoz