© Клубков Ю. М. 1997 год

 

О ПРОЕКТЕ

ОБ АВТОРЕ

КАТАЛОГ

АВТОРЫ

ОТЗЫВЫ

ГАЛЕРЕЯ

ГОСТЕВАЯ КНИГА

КОНТАКТЫ

 

 

Обложка журнала «Морская радиоэлектроника» 1 (15) март 2006,

в котором опубликована напечатанная ниже статья

Статья посвящается столетию

подводного флота России

в память о выдающемся

конструкторе и строителе

крейсерских подводных лодок

 

Ю.М. Клубков

 

Жизнь и творчество контр-адмирала

Рудницкого Михаила Алексеевича

(1897-1976)

 

 

Михаил Алексеевич Рудницкий – советский конструктор подводных лодок, инженер контр-адмирал

 

Михаил Рудницкий родился 27 марта 1897 года на Онежском озере в городе Вытегра Олонецкого края Санкт-Петербургской губернии. Отец его, Алексей Александрович Рудницкий, был образованным человеком. Из сохранившегося послужного списка отца видно, что до революции он состоял в должности старшего штатного контролёра Олонецкого акцизного управления и по совместительству был командиром 4-й роты 24-й пешей Олонецкой дружины государственного ополчения в звании зауряд-капитана. Он участвовал в русско-японской и первой мировой войнах.

Пример отца, боевого офицера и патриота настроил его сына с детства готовиться к военной службе. В юности Михаил получил удостоверение городского военно-спортивного комитета, в котором записано, что он прошёл курс допризывной подготовки и сдал испытания в объёме программы. Кроме программы, обучен плаванию, хождению на лыжах, стрельбе в цель из винтовки военного образца, езде на велосипеде и верховой езде.

После окончания реального училища в 1916 году он поступает в Морское инженерное училище в Кронштадте. Выбор учебного заведения был не случаен – Михаил хотел служить в военном флоте, его привлекали боевые корабли и морская стихия. Учёба ему давалась легко. Всё в училище ему нравилось. Он приобретал специальность, к которой стремился. Но он не смог закончить Морское инженерное училище, так как эта прославленная школа инженеров русского флота была закрыта в 1918 году. К этому времени в России произошли две революции и началась гражданская война.

Михаил Рудницкий добровольно пошёл служить в военный флот. Его назначили старшим машинистом на линкор «Полтава», и он участвовал в боях с немцами на Балтике. Затем в составе морских отрядов воевал на сухопутном фронте против войск Юденича. Далее он воевал с белогвардейцами и белофиннами, будучи машинистом паровых машин миноносца «Уссуриец» Онежской флотилии, и участвовал в Видлицкой десантной операции на Ладоге. После взрыва в артиллерийском погребе эсминец вышел из строя. Михаила переводят на колёсный минный заградитель «Яуза» с дизелями, установленными поперёк судна. Он отлично разобрался и с дизелями, хотя по образованию и опыту службы был «паровиком». Вскоре он получил назначение на минзаг «Нарова» и участвовал в постановке мин в Финском заливе против немецких кораблей.

Рудницкий хорошо проявил себя в службе и в боевой обстановке, приобрёл большой опыт обслуживания паровых машин и двигателей внутреннего сгорания.

В 1920 году всех «недоучек» с кораблей перевели на так называемые «соединённые классы» с целью подготовки для поступления в Морскую академию.

В августе 1920 года были объявлены правила приёма слушателей в Морскую академию. Претендовать на поступление в академию могли только молодые красные командиры, окончившие Морское училище, отдельные гардемаринские классы, курсы гардемарин флота или соединённые классы, прослужившие на командирских должностях не менее одного года, имеющие положительные военные и политические аттестации и отменное здоровье. Назначение кандидатов в слушатели академии осуществлялось реввоенсоветами флотов по представлению непосредственных начальников и утверждению вышестоящих командиров по всей цепочке подчинённости снизу доверху. Кроме того, чтобы стать кандидатом в слушатели на технические отделы академии, необходимо было иметь ходатайство соответствующего флагманского специалиста флота, начальника Главтехупра или начальника Главного гидрографического управления.

Осенью 1920 года Михаил Рудницкий благополучно прошёл все эти препоны и стал слушателем Морской академии для продолжения обучения по специальности инженера-механика. Это был первый набор слушателей в академию на технические отделы: кораблестроительный, механический, оружия и гидрографии. Кандидаты принимались без экзаменов по указанным выше правилам, но академия могла через полгода, то есть после первой экзаменационной сессии, отчислять тех, кто не мог усвоить программу обучения в академии. Всего на технические отделы было принято 48 человек: на кораблестроительный – 9, на механический – 14, на отдел оружия – 12 и на гидрографический – 13.

Занятия начались первого октября. Срок обучения был установлен три года. Рудницкий с большим желанием и интересом слушал лекции выдающихся учёных и профессоров: А.Н. Крылова, Б.Б. Жерве, А.А.Фридмана, С.И. Покровского, К.П. Боклевского, В.Л. Поздюнина, Ю.А. Шиманского, Д.С. Зернова, В.П. Мадисова, Ф.А. Брикса и других. Вот таким тогда был профессорско-преподавательский состав в академии.

Слушателями академии набора 1920 года оказались бывшие офицеры царского флота и гардемарины, выходцы из образованных дворян и непролетарских слоёв населения. Представители пролетарской среды по уровню образования не соответствовали требованиям правил приёма в академию, поэтому на следующий год по требованию коммунистических ячеек партии большевиков правила изменили, чтобы принимать в академию малограмотных пролетариев. Организовали подготовительное отделение, то есть коммунистический рабфак, и понизили требования к знаниям для поступления на него. На подготовительное отделение принимали даже с неполным начальным образованием (ниже четырёх классов школы второй ступени). Теперь главным требованием была партийность и принадлежность к рабочим и крестьянам, то есть был внедрён классовый подход. Уровень образования фактически не принимался во внимание. Морскую академию заставили заниматься несвойственной ей задачей – элементарным ликбезом. Вот выдержка из постановления ЦК ВКП(б) и СНК: «Дать возможность всем без исключения военным морякам, какое бы ни было у них образование и положение на флоте, достигнуть высших ступеней военно-морского образования и службы». (РГА ВМФ фонд Р-352, опись1, дело 137, лист 2).

3 августа 1921 года Б.Б. Жерве был снят с должности начальника Морской академии и вместо него назначен М.А. Петров. А 17 октября вместо Е.В. Самойлова комиссаром Морской академии был назначен матрос Посунько Г.П. Автономия академии упразднялась, её подчинили Главкому ВС РСФСР. Конференция академии, как высший руководящий орган, а также выборность профессорско-преподавательского состава, были ликвидированы. Начальник и комиссар были наделены всей полнотой власти в академии.

В это же время в академии работала специальная аттестационная комиссия, проверявшая политическую благонадёжность всех без исключения слушателей в связи с кронштадтским мятежом. По политическим мотивам значительное число слушателей были отчислены, а два класса отдела оружия (артиллерийская и минная группы) были закрыты. Занятия были прекращены, а все слушатели распущены в полной неопределённости.

Вынужденный перерыв в занятиях и неопределённость положения в академии заставили Рудницкого искать для себя другое приложение сил. Летом 1921 года он нанимается механиком на шхуну «Шарлотта», которая готовилась в плавание на Новую Землю для поиска месторождений каменного угля по программе Северной научно-промысловой экспедиции. Руководителем экспедиции был Л.Р. Самойлович, а капитаном шхуны И.Ф. Воронин, знаменитые в будущем полярники.

Снаряжение экспедиции шло с трудом: не хватало продовольствия, тёплой одежды, топлива, специального поискового имущества, приборов и всего остального. Шхуна имела водоизмещение всего 80 тонн. Практически весь путь она должна была пройти под парусами. На ней был установлен старенький, слабосильный и ненадёжный двигатель с калильными шарами, который «капризничал» и часто выходил из строя. Его берегли и использовали только для швартовки и прохода узкостей. Работу вот такой техники должен был обеспечивать Михаил Рудницкий. Одна маленькая кормовая каюта была предназначена для капитана и начальника экспедиции. Экипаж располагался в носовом кубрике, а все члены экспедиции – в трюме.

Михаил впервые был на Севере и шёл под парусом. Для него всё было необычно: скудная природа, холодное море, ледяной ветер. Укрываясь за рубкой от ветра в своей старой флотской шинели, молодой Рудницкий наблюдал природу и размышлял о жизни. Тогда он не мог представить, что ему ещё не раз придётся ходить в водах Белого и Баренцева моря. В горле Белого моря шхуна попала в сильный шторм. Трое суток укрывались за островом Моржовец, стоя на якоре.

Достигнув Новой Земли, все поражались экзотичностью и своеобразной красотой этих мест. Девственная природа, огромные птичьи базары, обилие зверья и рыбы, тихие немногословные люди. Участники экспедиции разбились на группы и начали поиски каменного угля. В течение двух месяцев обошли большие пространства в сотни километров, но угля не нашли. В середине октября началась зима. Приняв на борт промышленников с десятками бочек заготовленного ими гольца, шхуна двинулась в обратный путь и благополучно прибыла в Архангельск.

Рудницкий часто вспоминал и рассказывал об этой экспедиции и показывал фотографии, где он вместе с Р.Л. Самойловичем, О.Ю. Шмидтом, Н.В. Пинегиным и другими знаменитыми людьми. Но желания стать полярником у него не возникло, так как его уже тянуло в военное кораблестроение.

Из-за всех пертурбаций и нововведений в Морской академии следующий учебный год начался на полгода позже, – только 8 марта 1922 года. Рудницкий благополучно прошёл все аттестационные и мандатные комиссии, а также «чистку» военных кадров, и его вновь призвали в академию. Но и далее высшее флотское учебное заведение продолжало «трясти», как на вулкане. Вот в такой обстановке пришлось Рудницкому обучаться в академии, но ему посчастливилось дойти до выпуска.

В1923 году Рудницкий успешно закончил Военно-Морскую академию и стал одним из первых дипломированных красных командиров на флоте. В подарок от академии он получил книгу А.Н. Радцига «Новейшие течения в развитии тепловых двигателей» с надписью: «Михаилу Рудницкому, красному инженеру первого выпуска Военно-Морской академии РККФ от академии. Начальник академии В. Викторов. 14 октября 1923 года».

Вместе с Рудницким академию окончили талантливые люди, ставшие видными специалистами на флоте, адмиралами и учёными: А.П. Белобров, В.Ф. Критский, Л.А. Дёмин, М.И. Яновский, А.Э. Цукшвердт, все из «бывших».

Рудницкого назначили инженером-механиком на подводную лодку «Красноармеец» типа «Барс» (бывший «Леопард») бригады подводных лодок Морских сил Балтийского моря, базирующейся в Кронштадте. ПЛ типа «Барс» были построены по проекту выдающегося конструктора и строителя Ивана Григорьевича Бубнова ещё до первой мировой войны. Они активно участвовали в боевых действиях во время первой мировой и гражданской войн.

 

 

Иван Григорьевич Бубнов,

создатель первых русских подводных лодок

 

Всего в бригаде было тогда двенадцать подводных лодок. Три из них стояли в ремонте, но и остальные нельзя было назвать в полном смысле боевыми, так как все они были изрядно потрёпаны войнами и тоже требовали ремонта. Рудницкий сразу стал приводить в порядок всю технику своей подводной лодки. В процессе этой работы он глубоко на практике изучил устройство подводной лодки и всех её механизмов, а также научился правильно их эксплуатировать в условиях надводного и подводного плавания.

 

Подводная лодка типа «Барс» готовится к погружению

 

Приобретя бесценный опыт инженерной службы на подводных лодках, Рудницкий уже тогда думал об усовершенствовании их устройства.

На дальнейшую флотскую службу и судьбу Рудницкого оказала влияние обстановка на флоте в тот период. В итоге революции и гражданской войны все старые структуры управления флотом были разрушены. Большинство кораблей и судов погибли или были уведены за пределы России. Сохранившиеся корабли требовали ремонта и модернизации.

В очередной раз надо было возрождать флот. Для организации этого дела было создано Главное управление кораблестроения – «Глакор», как тогда говорили, при Коллегии народного комиссара по морским делам. Глакор кое-как сумел начать восстановление кораблей, оставшихся от царского флота, силами личного состава на основе дореволюционных научных знаний. Но организовать строительство новых кораблей было невозможно, так как в стране была всеобщая разруха, промышленность и транспорт не работали.

Кроме того, строительство нового флота требовало научного обоснования и предварительных конструкторских проработок, а морских научных учреждений и конструкторских бюро тогда не существовало. Понимание необходимости строительства кораблей на новой научной основе привело к идее создания морской научной организации для разработки стратегии строительства нового флота.

В 1923 году такой организацией стал впервые учреждённый при советской власти Морской Научно-технический комитет в составе Управления военно-морских сил РККА (МНТК УВМС РККА) или просто МНТК. Комитет был укомплектован специалистами только в 1924 году в составе 31 человека. Разместили его в здании Адмиралтейства. Он состоял из нескольких секций: кораблестроительной, электро-механической, физико-химической, связи, артиллерийской, минно-торпедной и подводного плавания. Комитету предоставлялись права высшего научно-технического органа по указанным специальностям в Военно-Морских силах.

Главным направлением работы МНТК была разработка новых проектов надводных кораблей и подводных лодок. Поэтому в 1925 году в секциях были организованы малочисленные конструкторские бюро для разработки эскизных проектов подводных лодок и надводных кораблей, а также тактико-технических заданий на проектирование и строительство кораблей промышленностью.

МНТК привлекал к своим работам видных учёных: А.Н. Крылова, Ю.А. Шиманского, П.Ф. Папковича, М.И.Яновского, А.И. Берга, и других. Со временем были налажены постоянные и тесные связи с различными научно-исследовательскими институтами. Все научные обоснования проектных работ имели весьма высокий уровень. Поэтому МНТК быстро завоевал авторитет в делах кораблестроения и вооружения. В его работе принимали непосредственное участие известные руководители кораблестроительного производства и конструкторы: А.П. Шершов, Н.В. Алякринский, Н.И. Игнатьев, Б.М. Малинин, В.Н. Перегудов и другие.

В тот период основной задачей МНТК была разработка первой советской программы военного кораблестроения, которую откорректировали в 1929 году в связи с утверждением первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР. Программа предусматривала строительство новых кораблей всех классов, в том числе двенадцати подводных лодок и модернизацию четырёх ПЛ. Тогда это было большим достижением.

В МНТК была большая проблема с кадрами. Найти тогда грамотных и опытных специалистов было очень трудно. Людей в комитете постоянно меняли, так как он подвергался нескольким различным «чисткам».

Секцию подводного плавания МНТК возглавлял Александр Николаевич Гарсоев. Он был опытным офицером-подводником, командиром подводных лодок «Почтовый», «Минога» и «Львица» в разное время в период с 1906 по 1916 год, воевавшим на подводных лодках в первую мировую и в гражданскую войны. Он часто бывал в бригаде подводных лодок в Кронштадте, где познакомился с инженером-механиком ПЛ «Красноармеец» Рудницким. Гарсоев заметил, что молодой инженер-механик подводной лодки грамотно и творчески относится к своему делу, имеет академическое образование, интересуется вопросами развития подводного плавания. В частности, Рудницкий тщательно изучил остатки устройства для работы дизеля под водой (РДП), которое было установлено на «Красноармейце», бывшем «Леопарде», ещё в 1915 году командиром подводной лодки Трофимовым по чертежам Николая Александровича Гудима, выдающегося русского подводника, командира подводной лодки «Акула». Сам Гудим не успел реализовать свою идею, так как «Акула», которой он командовал, погибла в 1915 году. Гарсоев и Рудницкий неоднократно обсуждали конструкцию РДП с целью её восстановления.

 

 

 

Александр Николаевич Гарсоев,

офицер-подводник, начальник секции подводного плавания МНТК

 

Гарсоев стал давать Рудницкому отдельные задания технического свойства, а затем поручил изучить проблему единого двигателя для надводного и подводного хода ПЛ. Идея единого двигателя постоянно занимала умы моряков-подводников и конструкторов подводных лодок. Гарсоев хотел выяснить, есть ли у Рудницкого способности к исследовательской и конструкторской работе.

Рудницкий с большим интересом отнёсся к этому заданию. Он собрал всю имеющуюся русскую и зарубежную литературу по этому вопросу, но сведений о едином двигателе ПЛ было очень мало. Публиковались только технически нереализуемые экзотические проекты, а серьёзные работы на эту тему были засекречены. Например, предлагались паровые двигатели с аккумуляторами подогретой воды и с алюминиевым тепловым аккумулятором, «натронные котлы» с использованием едкого натра для аккумуляции тепла, использование гремучей смеси (водорода и кислорода) и другие.

Рудницкий выбрал возможный принцип единого двигателя – сжигание алюминия в струе кислорода. Получалось огромное количество тепла и почти не выделялось вредных газов. Он выполнил расчёты применительно к подводной лодке «Пролетарий» типа «Барс», на которой он тогда служил, а также применительно к ПЛ «в девятьсот тонн водоизмещения», имея в виду проектирующуюся тогда ПЛ типа «Декабрист». При этом он не учитывал, что алюминий в то время стоил почти как золото.

Однако эта техническая проработка показала Гарсоеву, что Рудницкий – очень способный инженер-механик, обладает склонностью к техническому творчеству и годится для работы в МНТК. Он стал добиваться перевода Рудницкого в секцию подводного плавания.

Секция начала свою деятельность с выработки общих требований к проектированию новых подводных лодок. А затем на основе этих требований перешла к разработке эскизного проекта 1-й серии советских подводных лодок. Первой ПЛ в серии было дано название «Декабрист». Эскизный проект «Декабриста» был разработан секцией подводного плавания в 1925 году.

Дальнейшая разработка проекта была поручена специально созданному для этой цели в 1926 году Конструкторскому бюро № 4 Балтийского завода. Начальником КБ № 4 был назначен Борис Михайлович Малинин. Кроме него, в разработке проекта подводной лодки 1-й серии принимали участие корабельный инженер А.Н. Щеглов, морской инженер Э.Э. Крюгер, конструкторы-практики А.К. Шлюпкин, Ф.З. Фёдоров, А.И. Коровицин, а также молодые инженеры, только что закончившие институты С.А. Базилевский и П.З. Голосовский.

 

 

Борис Михайлович Малинин – начальник конструкторского бюро № 4,

организованного для создания проекта подводной лодки 1-й серии «Декабрист»

 

5 марта 1927 года на Балтийском заводе в Ленинграде была произведена закладка первых трёх советских подводных лодок 1-й серии: «Декабрист», «Народоволец» и «Красногвардеец». А 14 апреля на судостроительном заводе в Николаеве были заложены ещё три такие же подводные лодки. Разработка рабочих чертежей и постройка подводных лодок 1 серии шли одновременно.

Михаил Алексеевич Рудницкий был назначен для работы в секции подводного плавания в 1928 году. Это назначение было судьбоносным и соответствовало его творческой натуре. Он сразу включился в работу и очень скоро показал себя способным конструктором и строителем подводных лодок. Работал он увлечённо, не считаясь с затратами сил и времени.

Руководство МНТК постоянно давало высокую оценку работе М.А. Рудницкого. Вот выписка из его аттестации за 1929 год:

1. Аттестация. Хороший специалист инженер-механик. Особенно интересуется и много работает в области теплотехники, в которой им выполнено несколько интересных и ценных работ. Вместе с тем хорошо разбирается во всех других вопросах подводного плавания, не исключая тактических, почему является весьма ценным помощником председателя секции подводного плавания по всем вопросам, входящим в круг ведения секции. Пользуется любовью и авторитетом у личного состава бригады подлодок Балтийского моря, а также товарищей НТК. К работе и служебным обязанностям относится весьма добросовестно. Вполне соответствует занимаемой должности. 5 сентября 1929 года. Председатель секции подводного плавания А. Гарсоев.

2. Заключение прямых начальников. С аттестацией, данной А.Н. Гарсоевым, согласен. М.А. Рудницкий является прекрасным работником и отличным помощником председателя секции. Председатель НТК            Н. Игнатьев. 17 сентября 1929 года.

3. Заключение аттестационной комиссии. Занимаемой должности соответствует. Председатель комиссии П. Курков. 13 мая 1930 года.

4. Окончательное решение, утверждающее аттестацию. Утверждаю. Р. Муклевич.   20 июля 1930 года.

В 1931 году Рудницкого назначают председателем секции подводного плавания. Гарсоев подготовил себе достойную замену. Он уже был болен и умер в 1934 году.

Международная обстановка в тот период была напряжённая. Военная угроза нарастала, и надо было усиливать флот. Особо стоял вопрос о значительном увеличении строительства подводных лодок, так как считалось, что это кратчайший путь к созданию адекватной угрозы противнику на море.

В это время Рудницкий, как председатель секции подводного плавания МНТК, принимал непосредственное участие в разработке и корректировке первой советской кораблестроительной программы. Параллельно со строительством подводных лодок 1-й серии под руководством Рудницкого разрабатывались тактико-технические задания на проектирование следующих серий советских подводных лодок. Он руководил проектированием, постройкой, испытаниями и освоением всех новых ПЛ как высший полномочный технический представитель Военно-Морского флота, задающий и оплачивающий все работы. Этот факт особо следует подчеркнуть, чтобы понять расстановку сил в подводном судостроении того периода.

Рудницкий тесно сотрудничает с Конструкторским бюро № 4 подводных лодок на Балтийском заводе, именуемом с 1933 года по-новому – ЦКБС-2, главным инженером которого стал Б.М. Малинин. Он участвует в проектировании, строительстве и испытаниях головной подводной лодки 1-й серии «Декабрист» и последующих. Рудницкий вспоминал позднее, что при первом глубоководном испытании лодка провалилась за предельную глубину и упала на грунт из-за несовершенства конструкции клапана цистерны быстрого погружения. Осмотревшись в отсеках, продули балласт и благополучно всплыли. Конструкцию клапана потом изменили, чтобы тарелку не отжимало забортным давлением, а наоборот прижимало к гнезду.

Проектирование, постройка и испытания ПЛ типа «Декабрист» стали хорошей школой для конструкторов и строителей, вырастившей много крупных специалистов этого дела. Кроме Б.М. Малинина и М.А. Рудницкого, к их числу можно отнести А.Н. Щеглова, Э.Э. Крюгера, Я.С. Солдатова, П.З. Голосовского, З.А. Дерибина, П.С.Савинова, С.А. Базилевского, Г.М. Трусова, В.Ф. Критского, П.И. Сердюка и других, которые, получив прекрасную практику при постройке и испытаниях лодок 1-й серии, принимали участие в проектировании и постройке следующих серий советских подводных лодок.

 

Финский залив, 1931 год. Подводная лодка 1-й серии «Декабрист» на ходовых испытаниях

 

                            

 

Пётр Зиновьевич Голосовский                 Зосим Александрович Дерибин

 

Участники проектирования и постройки ПЛ типа «Декабрист»,

руководители конструкторских коллективов, создававших

подводные лодки последующих серий и поколений

 

Рудницкий принимает непосредственное участие в разработке ТТЗ, в проектировании и постройке ПЛ типа «Ленинец» II серии, типа «Щука» III серии, типа «Правда» IV серии, типа «Малютка» VI серии, типа «Сталинец» IX серии и других.

Большого труда стоили испытания минных устройств на головном «Ленинце». Устройство оказалось очень сложным. Это две трубы, расположенные в корме, с крышками и механизмами подачи мин. В каждой трубе по десять мин заграждения ПЛТ или ПЛТГ. Рудницкий позднее вспоминал: – «Особенно много хлопот доставили минные устройства. Зато сами до всего дошли, накопили опыт. Он мне очень и очень пригодился, когда проектировались лодки Х1V серии типа «К».

Буква «К» означала «крейсерская», то есть это был проект большой океанской подводной лодки с мощным вооружением, высокой скоростью и большой автономностью, предназначенной для самостоятельной войны на океанских коммуникациях вероятного противника вдали от своих баз. Над созданием проекта крейсерской подводной лодки Рудницкий задумался, когда служил в Научно-исследовательском институте военного кораблестроения (НИВКе), созданном в ВМФ в 1932 году, вместо МНТК. Проект крейсерской подводной лодки разрабатывался по замыслу и по инициативе М. А. Рудницкого на основе его эскизных проработок в обстановке скептицизма и активного противодействия многих авторитетных коллег – конструкторов и подводников. Критика проекта была серьёзная.

Дело в том, что проект подводного крейсера был разработан ещё в 1910 году Борисом Михайловичем Журавлёвым, но он не был реализован. На его основе Борис Михайлович Малинин в 1921 году создал свой, существенно улучшенный проект, но он тоже не был утверждён к строительству, и был положен на полку. Кроме того, неудачи в создании подводного крейсера постигли французов (проект «Сюркуф»), англичан (проекты Х-1 и «К»), американцев и японцев. Но об этом надо рассказывать отдельно.

Рудницкий аргументированно парировал все возражения и доказал, что в пределах подводного водоизмещения в 2100 тонн на подводном крейсере можно разместить мощное торпедное, минное и артиллерийское вооружение. Ему удалось установить на ПЛ типа «К» 6 носовых торпедных аппаратов и 4 кормовых торпедных аппарата с беспузырной торпедной стрельбой и общим запасом торпед – 24 единицы, устройства для хранения и постановки 20 мин заграждения типа ЭП-36, две 100-миллиметровые артиллерийские установки и два орудия калибра 45 миллиметров. Такого мощного вооружения тогда не имела ни одна подводная лодка в мире. Это было грозное триединство, которое было необходимо флоту. По всем боевым частям было внедрено множество технических новшеств. Рассмотрение технических качеств ПЛ типа «К» требует отдельного доклада.

15 апреля 1935 года Рудницкий защищал свой проект на заседании Совета Труда и Обороны в Кремле в присутствии К.Е. Ворошилова, Г.К. Орджоникидзе, командования ВМФ и руководителей промышленности. В зале были развешены таблицы тактико-технических данных и чертежи общего расположения устройств, механизмов, оборудования и вооружения крейсерской подводной лодки. Присутствующие были поражены размерами и характеристиками небывалого сооружения, а также новизной технических решений. Рудницкому было задано множество вопросов, так как проект вызвал всеобщий интерес. А Орджоникидзе спросил: – «Осилите?». Ответы Рудницкого не оставили сомнений ни у кого.

 

Чертёж общего расположения устройств, механизмов, оборудования

и вооружения крейсерской подводной лодки XIV серии

 

Надо сказать при этом, что одновременно рассматривался и проект крейсерской подводной лодки Малинина, но Совет Труда и Обороны отдал предпочтение проекту Рудницкого. У Малинина и Рудницкого были разные подходы к проектированию океанских подводных лодок. Рудницкий подходил по-военному, поэтому закладывал в проект максимальные характеристики по вооружению, скорости и дальности плавания, необходимые флоту.

А Малинин проявлял осторожность и, вероятно, какие-то возможности своего проекта держал в резерве. Например, у Малинина в проекте было всего два кормовых торпедных аппарата, а у Рудницкого четыре. У Малинина не было предусмотрено минное вооружение, а Рудницкий разместил 20 мин в балластной цистерне в средней части корпуса подводной лодки. Малинин надеялся, вероятно, на более глубокую проработку своего проекта по корпусным конструкциям.

Совет Труда и Обороны принял решение утвердить проект Рудницкого для постройки серии из двенадцати крейсерских подводных лодок, дать ей наименование XIV серии и назначить Михаила Алексеевича Рудницкого главным конструктором проекта и главным строителем ПЛ типа «К». Это был большой успех Рудницкого, но он создавал огромную ответственность, если учесть обстановку того периода времени после убийства Кирова, когда начался длительный период репрессий. Кроме того, отношения с Малининым и его сторонниками стали напряжёнными.

Сразу же после этого назначения Рудницкий переходит на работу в ЦКБС-2, конструкторское бюро подводных лодок, расположенное на Балтийском заводе, где главным инженером был Малинин. Рудницкий так рассказывает о встрече: – «Был у Малинина свой проект, а я не конструктор, да ещё не корабел, а механик, вторгся в чужую область. Так что Малинин встретил меня без особого восторга». Результат разногласий конструкторов, особенно по минному вооружению, стал ясен значительно позднее, когда стало очевидно, что ПЛ типа «К» оказалась хорошим подводным крейсером. Но соперничество продолжалось.

Проект подводного крейсера – авторская работа М.А. Рудницкого. Он не только предложил и отстоял идею ПЛ типа «К», но и лично разрабатывал эскизный проект, а далее вёл постоянное наблюдение и контроль за проектированием на последующих стадиях в ЦКБС-2, а с 1937 года в ЦКБ-18.

Флотские теоретики в тот период, ожидая мировой войны, обосновывали неизбежность встречных морских сражений крупных соединений артиллерийских надводных кораблей разных классов, эскадр и даже целых флотов. Проектируя крейсерскую подводную лодку, Рудницкий предполагал, что она может действовать не только одиночно, но и в составе эскадры надводных кораблей. Для этого он заложил в проект высокую скорость хода подводной лодки: 22 узла над водой и 10 узлов под водой.

Рудницкий рассчитывал, что начать морское сражение должна была подводная лодка, выставив мины впереди по курсу движения соединения кораблей противника. После подрыва на минах части кораблей, ПЛ должна была нанести мощный торпедный удар по флагманскому кораблю, а затем добивать противника артиллерией вместе с подошедшими к этому времени главными силами своих кораблей. Поэтому он предусмотрел в своём проекте мощное триединство вооружения подводной лодки. Встречных морских сражений крупных соединений кораблей враждующих флотов в период второй мировой войны не было, но теоретически они могли быть.

Такое сочетание минного, торпедного и артиллерийского вооружения достигнуто было впервые и с большим трудом. Обычно конструкторы идут на компромисс, усиливая один вид вооружения за счёт ослабления или исключения другого вида. Рудницкий на компромисс не шёл: он и от мин не отказался, и торпедное вооружение установил по максимуму. А такой мощной артиллерии не было ни на одной боевой подводной лодке в мире. Он достиг высокого результата, несмотря на возражения Малинина, который говорил: – «Я такой тактики не понимаю».

Для Рудницкого начался интереснейший отрезок жизни, когда он был полностью поглощён творческой работой, воплощая в реальность свою мечту. В ЦКБС-2 и далее в ЦКБ-18 шла разработка рабочих чертежей крейсерской подводной лодки его проекта, а на стапелях трёх заводов было заложено двенадцать громадных корпусов. От него зависели труд большого коллектива конструкторов и строительство двенадцати подводных крейсеров. Это были самые большие подводные лодки, строившиеся в Советском Союзе перед Великой Отечественной войной. Ответственность на Рудницком лежала колоссальная, если учесть огромные государственные средства, вложенные в его проект, а также обстановку в стране в предвоенный период.

Напряжённейшая работа в ЦКБ, в цехах и на стапелях заводов поглощала всё время и силы Михаила Рудницкого. Он совмещал должности главного конструктора и главного строителя подводных крейсеров при их серийном строительстве сразу на трёх заводах. Это был единственный пример такого совмещения должностей в подводном судостроении советского периода. Ранее только Иван Григорьевич Бубнов мог справляться с этими работами при создании первых русских подводных лодок, но у него были помощники и объём строительных работ был несравненно меньше.

Дочь М.А. Рудницкого Инна Михайловна Рудницкая вспоминает об отце так:

«Одержимость… Это первое и главное, что запомнилось в отце. Почти фанатическая одержимость своим Делом, своей Работой. Ощущение масштабности и важности, даже необходимости деятельности отца присутствует уже в самых ранних моих воспоминаниях. Безграничная поглощённость Делом была чертой отцовского характера. И ещё вытекавшее отсюда качество: бескомпромиссная принципиальность во всём, что относилось к Работе.

Отец был в обиходе человеком очень мягким. В семье беспрекословно диктаторствовала мать. Разносторонне талантливая и обаятельная женщина, она обладала сильным характером, её жестковатой воле все подчинялись в нашем доме. Отец уступал ей практически во всём. Но когда речь заходила о Деле, отец преображался. Внешней бесхарактерности как не бывало. Мне приходилось наблюдать это явление при споре отца с его товарищами по работе. Он стойко защищал свои позиции.

Мои воспоминания об отце поневоле отрывочны. …он приходил домой только отсыпаться. Иногда доводилось засыпать под домашние концерты с участием отца. Он играл на виолончели. Мать аккомпанировала на пианино более бегло и часто приостанавливалась, поджидая отстающего «солиста». Я очень любила, когда отец читал мне вслух.

У отца практически не было времени ни для семьи, ни для отдыха. Внутреннее напряжение не оставляло его. Он работал до поздней ночи, почти без выходных, из отпуска его постоянно отзывали. Отошли в прошлое музыкальные упражнения. Мир искусства, чтение, даже природа – всё заслонилось Делом, которому отец отныне без остатка отдавал свои силы.

В последние предвоенные годы на даче он появлялся редко и ненадолго. Раз или два приезжал со своими друзьями. Мне запомнилось, как однажды готовились к приёму особенно почётного гостя. Это был, вероятно, А.Н. Гарсоев».

Строительство подводных крейсеров проходило ударными темпами.

В декабре 1936 года на заводе имени А. Марти заложили три подводные лодки Х1V серии: К-1, К-2 и К-3. В это же время на заводе «Судомех» были заложены ещё три: К-21, К-22 и К-23.

В 1937 году на заводе имени А. Марти произошла закладка К-51, К-52 и К-53, а на Балтийском заводе К-54, К-55 и К-56.

Таким образом, одновременно строилось двенадцать подводных лодок типа «К» на трёх заводах Ленинграда. Первые две спустили на воду 29 апреля 1938 года, а в конце 1939 года головная К-1 была принята в состав ВМФ. В акте приёмки было записано: «Лодка находится на современном техническом уровне и превосходит зарубежные подводные лодки подобного типа по вооружению и скорости».

 

 

Балтийское море, 1939 год. Первый советский подводный крейсер XIV серии во время испытаний

 

В августе 1940 года К-1 и К-2 по Беломорско-Балтийскому каналу, Белому и Баренцеву морям прибыли в Полярный и вошли в состав Северного флота. Рудницкий шёл на К-2. До начала войны он руководил в Полярном гарантийным надзором и помогал личному составу осваивать крейсерские подводные лодоки.

В 1940 – 1941 годах вступили в строй ВМФ ещё четыре подводные лодки Х1V серии: К-3 завода имени А. Марти и К-21, К-22 и К-23 постройки завода «Судомех».

В самый канун войны эти лодки также были направлены на Север. Таким образом, Северный флот перед войной имел шесть подводных крейсеров. Это был высочайший темп строительства и сдачи Военно-Морскому флоту небывалых, больших океанских крейсерских подводных лодок: шесть единиц за четыре года! И в высокой степени готовности были ещё шесть!

Во время войны в условиях блокады Ленинграда Рудницкий продолжал строить свои подводные крейсера. Осенью 1941 года он проводил испытания ПЛ  К-51 в Финском заливе, а в декабре участвовал в боевом походе на ПЛ  К-52 на Балтике. В мае 1942 года он приехал на Северный флот и ходил на ПЛ  К-3 на минные постановки.

В 1942-1943 годах на заводе имени А. Марти были построены ПЛ  К-51, К-52 и К-53, а на Балтийском заводе К-56. Они тоже ушли на Северный флот по внутренним водным путям. ПЛ К-54 не была достроена из-за повреждений, полученных на стапеле Балтийского завода во время бомбёжки в период блокады, и её разобрали на металл. К-55 достроили после войны.

Вот краткая выписка из наградного листа Рудницкого от 1943 года: «…Во время Отечественной войны успешно руководил сдаточными испытаниями подлодки К-51 в Балтийском море и оказал существенную помощь в освоении личным составом и в ремонте подлодок типа «К» на Северном флоте…».

Итого десять подводных лодок типа «К» воевали на Северном флоте. Пять из них погибли: К-1, К-2, К-3, К-22, К-23.

Однако принято считать, что подводные крейсера воевали успешно и героически. Подводники высоко оценили крейсерскую подводную лодку. Известный подводник контр-адмирал Колышкин восхищался ими. Именно он сказал о грозном триединстве вооружения ПЛ типа «К».

Боевая деятельность ПЛ типа «К» – это тема отдельного доклада. Приведу лишь слова Командующего Северным флотом во время войны адмирала Головко А.Г.: «…океанские подводные лодки типа «К» неизменно вызывали зависть наших союзников».

 

Полярный, 1943 год.

Крейсерская подводная лодка Х1V серии возвращается из боевого похода

 

Рудницкий отдал делу создания ПЛ типа «К» семь лет жизни и самоотверженного труда. В истории подводного судостроения это единственный уникальный случай, когда главный конструктор подводной лодки, работая в ЦКБ-18, был одновременно и главным строителем всей серии из двенадцати подводных лодок на трёх судостроительных заводах в течение семи лет. Это был титанический труд, не оценённый по достоинству в то время.

Надо отметить при этом, что ему никто не помогал, у него не было заместителей, как теперь их по несколько у каждого главного конструктора. Кроме того, известные конструкторы подводных лодок в то время постоянно его критиковали и относились скептически к его проекту.

В «Записках конструктора» С. А. Базилевский, рассказывая уже в наше время о создании крейсерских подводных лодок XIV серии, делает акценты на кораблестроительных недостатках проекта. Он перечисляет якобы «ошибки» Рудницкого, упоминая минные устройства, схемы расположения аккумуляторных батарей и топливных цистерн, отсутствие кингстонов у части цистерн главного балласта и другие. Он пишет: – «…поэтому можно понять тот протест, которым был встречен проект Рудницкого в конструкторском бюро. Однако заместитель Р.А. Муклевича т. Золотарь приказал Б.М. Малинину прекратить всякую критику и выполнять рабочие чертежи по указаниям Рудницкого».

Однако Базилевский вынужден был сказать, что: – «Крупнейшей заслугой М.А. Рудницкого следует признать создание нашей промышленностью новой марки мощного двигателя для подводных лодок, которое оказалось возможным в короткий срок только благодаря его энергии и настойчивости».

Таким построением своих воспоминаний Базилевский хотел ревниво подчеркнуть, что Рудницкий был механиком, а не корабелом.

И всё-таки Базилевский не мог не написать в итоге: – «…надо сказать, что Рудницкому действительно удалось без существенных жертв близко подойти к реализации требований … к крейсерской лодке». И далее: «…несмотря на все указанные недостатки, лодки XIV серии пользовались большим авторитетом у наших подводников, да и у их противников. Они заслужили его своей необычно высокой скоростью надводного хода и мощным торпедным и артиллерийским вооружением».

В декабре 1942 года М.А. Рудницкий возвращается на службу в ВМФ, поскольку создание крейсерских подводных лодок было завершено. Он не хотел быть профессиональным конструктором подводных лодок на всю жизнь. Он создал лично один проект прекрасного подводного корабля и показал всем, какие надо строить подводные крейсера. А далее его влекло более широкое поле деятельности.

Его назначают начальником отдела проектирования подводных лодок уже нового НТК ВМФ. А с 1946 по 1953 год он служит Начальником Управления подводных кораблей Главного Управления кораблестроения (ГУК) ВМС СССР. В этот период он работает над обобщением опыта боевых действий подводных лодок в период второй мировой войны и редактирует три Сборника сведений об эксплуатационных неисправностях и боевых повреждениях советских подводных лодок всех серий: «Декабристов», «Щук», «Малюток», «Ленинцев», «Сталинцев», типа «Правда» и типа «К». Эти данные были необходимы для разработки послевоенной кораблестроительной программы по подводному судостроению, в которой М.А. Рудницкий принимал непосредственное участие.

С этой же целью в 1947 году М.А. Рудницкий был командирован в Германию с широкими полномочиями для изучения методологии быстрого, поточного, серийного строительства подводных лодок на немецких верфях во время войны, а также для ознакомления с трофейными, бывшими германскими, подводными лодками разных проектов. Он руководил работами специалистов ЦКБ-18 и представителей ВМФ, специально направленных в Германию, в конструкторских бюро и на судостроительных заводах Германии, а также сбором и отправкой в Советский Союз трофейного вооружения, оборудования и специального имущества, необходимого для восстановления советского Военно-Морского флота. В Германии он находился до апреля 1948 года. По результатам командировки он написал большую статью: «Материалы по германскому подводному судостроению в годы второй мировой войны».

 

 

Берлин, 1945-1948 годы.

Группа специалистов, командированных в Германию для изучения опыта немецкого подводного судостроения.

Слева направо: С.А. Базилевский, В.Ф. Критский, З.А. Дерибин

 

В 1951 году Михаилу Алексеевичу Рудницкому присваивают звание контр-адмирал. В ГУКе он служил до 1956 года. За это время он участвовал в разработке и реализации послевоенной кораблестроительной программы в части подводных лодок. При его непосредственном участии были разработаны ТТЗ на проектирование и постройку дизель-электрических подводных лодок проектов 611, 613, 641 и 629 (ракетная), а также атомных подводных лодок первого поколения проектов 627, 627А, 658, 659, 675 и других. Он был активным сторонником внедрения в подводное судостроение новой техники, ядерной энергетики и ракетного оружия.

Далее Михаил Алексеевич служит в Группе исследования оперативно-тактических проблем Главного штаба ВМФ, а затем вновь в НТК ВМФ.

Он уволен в запас по возрасту в 1961 году с правом ношения военной формы одежды.

М.А. Рудницкий награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени и многочисленными медалями.

Михаил Алексеевич Рудницкий умер 17 января 1976 года и похоронен в Москве на Кунцевском кладбище. Он прожил большую и интересную жизнь, наполненную постоянным творческим горением, огромным напряжением сил, большими событиями и очевидными успехами своей деятельности. Его не пугали технические трудности воплощения идеи и реализации задуманного проекта. Он был талантливым, целеустремлённым, сильным и смелым человеком, открыто идущим к своей мечте вопреки препятствиям.

Его имя записано золотыми буквами в историю подводного судостроения России за сто лет наравне с такими корифеями – создателями подводных лодок, как И.Г. Бубнов, М.Н. Беклемишев, Б.М. Малинин, С.А. Базилевский, А.С. Кассациер, З.А. Дерибин, В.Ф. Критский, П.И. Сердюк, В.Н. Перегудов, Н.Н. Исанин, П.З. Голосовский, Н.А. Климов, П.П. Пустынцев, С.Н. Ковалёв, И.Д. Спасский.

Надо упомянуть при этом, что Рудницкий не стал ни лауреатом какой-либо премии, ни героем труда, хотя его вклад в защиту Отечества достоин высших наград страны, которых удостоены создатели других проектов подводных лодок. Достаточно сказать, что в период Великой Отечественной войны только ПЛ  К-21 вышла в атаку и успешно торпедировала новейший немецкий линейный корабль «Тирпиц» и надолго вывела его из строя.

 

Модель подводной лодки XIV серии К-21, хранящаяся в Центральном Военно-Морском музее

 

Имя Михаила Алексеевича Рудницкого увековечено в названии спасательного корабля ВМФ «Михаил Рудницкий».

 

Спасательный корабль ВМФ «Михаил Рудницкий».

Построен в 1978 году. Водоизмещение 10350 т, длина 125 м, ширина 17,3 м, высота борта 8,5 м

 

Санкт-Петербург

Февраль 2005 года

 

Статья была подготовлена для печати на основании доклада, сделанного мной 15 февраля 2005 года на заседании исторической секции Научно-технического общества судостроителей имени академика А.Н. Крылова.

Совет исторической секции одобрил доклад и рекомендовал оформить его в виде статьи для публикации в журнале «Морская радиоэлектроника», в котором статья напечатана в сокращённом виде.

 

Информация о подписке на Книгу 8 и последующие

 

Для сбора средств на типографское издание Книги 8 и последующих объявляется по старой российской традиции предварительная добровольная подписка желающих приобрести Книги. Книга 8 сформирована, а Книги 9 и 10 находятся в заделе. Имеются первичные материалы для Книг 11 и 12.

Можно подписаться на любые из этих Книг. Цена одного экземпляра Книги 8 и последующих по подписке 300 рублей.

Книги Сборника являются эксклюзивным изданием, так как выпускаются небольшим тиражом для немногочисленного круга подписчиков. Это влияет на их стоимость. Надо иметь в виду, что во время выпуска каждой Книги в будущем фактическая цена одного экземпляра будет определяться сокращающимся тиражом и объективным ростом цен на всё.

По вопросам приобретения Книг 1, 3, 4, 5, 6 и 7 (Книга 2 уже полностью разошлась), а также подписки на Книгу 8 и последующие обращайтесь к Клубкову Юрию Михайловичу по телефону 371-97-29 или почтовому адресу: 196070, Санкт-Петербург, улица Победы, дом 7, квартира 52.

Редакционный Совет обращается ко всем однокашникам и другим читателям, прочитавшим Книги 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7 с просьбой прислать свои отзывы, замечания, предложения, поправки и дополнения Клубкову Ю.М. по указанному выше адресу. Ваши сообщения будут напечатаны и приняты во внимание при подготовке к изданию последующих Книг Сборника.

***

О  времени  и  наших  судьбах

 

Сборник  воспоминаний

 

Книга  7

 

Автор  проекта,  составитель  и  редактор  Сборника

Ю.М.  Клубков

Hosted by uCoz