© Клубков Ю. М. 1997 год

 

О ПРОЕКТЕ

ОБ АВТОРЕ

КАТАЛОГ

АВТОРЫ

ОТЗЫВЫ

ГАЛЕРЕЯ

ГОСТЕВАЯ КНИГА

КОНТАКТЫ

 

 Валя Михайлов прошёл славную службу офицера-подводника. Начав её в 1953 году на «Малютке» М-282 Тихоокеанского флота в Находке, он через год стал помощником командира. В 1957 году он был назначен командиром М-280, а затем М-287  171 БПЛ  ТОФ.

В 1962 году его назначили командиром подводной лодки 613 проекта С-337  124 БПЛ в бухту Конюшково.

Валентин Михайлов показал себя отличным командиром, и ему было доверено формирование экипажа на Камчатке для стратегической атомной подводной лодки проекта 627А. Он прошёл обучение с экипажем в Учебном центре в Обнинске. Но произошло переформирование экипажа под проект многоцелевой АПЛ проекта 671, строящейся в Ленинграде.

С новым экипажем В.Г. Михайлов прошёл все стадии постройки на ЛАО, испытаний на Белом море и приёмки в состав ВМФ новейшей многоцелевой АПЛ  К-53.

А далее было освоение нового корабля с постоянным базированием в Западной Лице и боевая служба в океане.

Валя Михайлов закончил службу старшим преподавателем Учебного центра в Сосновом Бору.

Валентин Михайлов

 Моя биография

 

О родителях

 Я, Михайлов Валентин Георгиевич, родился в далёком 1930 году, как сейчас помню, в 1 час 30 минут 17 июля, и это был четверг. Родильный дом, в котором я появился на свет, находился на Большой Пушкарской улице Петроградской стороны славного города Ленинграда.

Начну, как предписывает Юра Клубков, с родителей.

Отец, Михайлов Георгий Анатольевич, 1909 года рождения, коренной петербуржец, работал в то время и до ухода на пенсию на заводе «Арсенал» недалеко от Финляндского вокзала. Сначала был слесарем, затем мастером и начальником участка сборочного цеха. А собирали там артиллерийские установки, в том числе для надводного и подводного флота. Умер отец в 1975 году.

Мама, Евгения Дмитриевна, уроженка Петербурга, родилась в 1910 году. Она тоже работала на «Арсенале» до ухода на пенсию. Умерла в 1993 году.

С отцом прожил пять лет, так как в 1935 году родители «разбежались». Но с отцом я связи не прерывал.

В конце 1936 года мать вышла замуж за Николая Фёдоровича Орлёнка, который работал слесарем-сборщиком вместе с отцом. Они были настоящими друзьями до конца своих дней. Отчим был ко мне всегда справедлив, заботлив и очень помогал мне в жизни своими советами.

В 1938 году я пошёл в школу, где проучился три года. Одновременно учился в музыкальной школе по классу флейты.

В 1941 году началась Великая Отечественная война и в сентябре – блокада Ленинграда. В это время наша семья – мать, отчим и я, проживали в одной квартире с родителями мамы на Кондратьевском проспекте в доме № 1, окружённом заводскими корпусами заводов «Арсенал», «Красный Выборжец», имени Свердлова и других. Так что фашисты не давали нам покоя своими авиационными налётами, а потом и артобстрелами. 

Ленинградский завод «Арсенал», вид со стороны Невы.

Мы жили рядом с заводом

Санкт-Петербург, Кондратьевский проспект, дом № 1

 Весной 1942 года, когда я уже медленно умирал с голоду, мама вынуждена была уехать со мной в Вологодскую губернию, где мы пробыли до лета 1944 года, когда возвратились в Ленинград. 

Приближаюсь к мечте 

В эвакуации я закончил 4 и 5 классы. Музыку пришлось оставить. Появилось нестерпимое желание быть моряком.

В августе 1944 года возвратился с матерью в Питер. Моим товарищем по дому был вовлечён в занятия парусным спортом в только что возобновившем свою деятельность Ленинградском яхт-клубе. Так я стал приближаться к своей мечте – стать военным моряком.

Яхта в открытом море.

Её вид меня тогда завораживал, и я предавался мечтам

 До меня дошла весть о том, что в городе Риге будет открыто ещё одно Нахимовское военно-морское училище. Летом 1945 года после празднования Дня Победы при Ленинградском Нахимовском училище сдал вступительные экзамены и был зачислен кандидатом.

Рижское Нахимовское училище 

Учёба в Риге началась в ноябре 1945 года, для меня в седьмом классе. Таким образом, было положено начало в становлении быть военмором. 

Главное здание Рижского Нахимовского училища

 За время учёбы в Рижском Нахимовском военно-морском училище (РНВМУ) моими близкими друзьями были Женя Сологуб, Женя Дрюнин, Олег Долгушин, Юра Крылов, Лёня Гайдук, Боря Зайцев.

 

Рижское Нахимовское училище, 26.01.47.

На фото я с друзьями: – Лёней Гайдуком и Борей Зайцевым

Надо сказать, что в моём становлении, как моряка и как человека, в процессе обучения в Нахимовском училище, большое влияние оказал начальник РНВМУ Безпальчев Константин Александрович.

Он был отличным моряком, высоко эрудированным человеком во всех отношениях. Начальник училища научил нас понимать музыку, театр и вообще культуру. Он научил нас уважительно относиться к старшим и младшим и особенно к женщинам, за что я и многие другие сокурсники с благодарностью вспоминаем его. Светлая ему память сохранится в моём сердце навсегда.

Начальник Рижского Нахимовского военно-морского училища

контр-адмирал Безпальчев Константин Александрович

Шхуна «Надежда», 1948 год.

На этой шхуне мы получили хорошую морскую практику

Рига, 1948 год.

В Нахимовском училище я быстро повзрослел

  

Рига, 1949 год. Нахимовцы готовятся к параду.

Валентин Михайлов и Аполлос Сочихин –ассистенты у знамени училища

 Окончилась учёба в РНВМУ в 1949 году, и весь наш выпуск приказом начальника ВМУЗ, за исключением трёх человек, был переведён на первый курс 1-го Балтийского высшего военно-морского училища в город Ленинград, о чём нисколько не жалею.

Об учёбе в высшем училище особо много писать не буду. Когда ввели подготовку по специальностям, пошёл в минёры, и с большим восторгом воспринял весть о подводной специализации.

 

Ленинград, весна 1953 года.

Старшина 1 статьи Михайлов перед выпуском из училища подводного плавания

 Личная жизнь 

В феврале 1951 года женился. С женой Раисой прожили вместе 43 года. В 1951 году родилась первая дочь Наталья, а уже в 1955 году в Находке родилась Ирина.

В 1994 году Раиса скончалась, о чём очень и очень сожалею.

Старшая дочь принесла нам четырёх внуков, а младшая – одну внучку.

В настоящее время я прадед.

В 1995 году женился вторично. Жена – Валентина, хороший человек.

Офицерская служба на подводных лодках 

Училище подводного плавания закончил в числе немногих досрочно без стажировки летом 1953 года.

По моей просьбе был направлен служить на Тихоокеанский флот, о чём никогда не жалел. Прибыл на ТОФ и был назначен на непродолжительное время командиром торпедной группы на подводную лодку С-101 девятой серии довоенной постройки, находившуюся в капитальном ремонте на «Дальзаводе» во Владивостоке.

В январе 1954 года меня назначили командиром минно-торпедной боевой части (БЧ-3) на малую подводную лодку М-282  171 БПЛ в Находку, где и началась моя карьера офицера-подводника. В Находке уже служили на «Малютках» мои однокашники: – Саша Можейкин, Саша Савинский, Эрик Ильин и другие. Однокашники помогали друг другу.

Через год был назначен помощником командира подводной лодки М-282. В конце 1955 года сдал зачёты на допуск к самостоятельному управлению подводной лодкой. 

Находка, 1954 год.

На каждую из этих «Малюток» был назначен наш однокашник

Одно интересное событие произошло со мной в 1956 году. Весной меня вызвал к себе комбриг Колчин Иван Михайлович (по прозвищу «Колчак») и сказал, что осенью я буду направлен на классы командиров подводных лодок. В связи с этим летом отправил семью в Ленинград, тем более, что лодка моя М-282 уходила на ремонт во Владивосток.

Во Владивостоке, в Улиссе, встретил своего очень хорошего товарища, однокашника Колю Шабанова. Он познакомил меня со своей женой, и мы решили отметить встречу в ресторане. А после посещения этого заведения отправились к нему на частную квартиру, которую он снимал на Чуркином мысе. Поднимаясь вверх к дороге от причала Мальцевской переправы через бухту Золотой Рог, я споткнулся, и у меня слетела фуражка. Этого оказалось достаточным, чтобы находящийся здесь местный «чуркинский» военный комендант капитан Моторин меня обнюхал. А так как в ресторане мы пьём не молоко, то увёз меня в КПЗ, где я пробыл до утра.

Этот эпизод в моей служебной биографии не позволил начальству отпустить меня на учёбу на командирские классы. Пришлось жене с ребятишками возвращаться во Владивосток. 

Особое задание 

А в 1957 году у меня было «кругосветное» путешествие водным путём из Севастополя во Владивосток. В то время я уже служил помощником командира на подводной лодке 613 проекта С-392. Лодка стояла в сухом доке «Дальзавода». Однажды я был дежурным по кораблю. Суббота 13.00, команда на бербазе. Вдруг появляется «движок» (командир группы движения) Попов и говорит:

– По приказанию командира ПЛ, я вас сменяю, и вам необходимо срочно, даже в рабочей форме одежды, прибыть в отдел кадров флота для серьёзного разговора.

Прибыл в отдел кадров ТОФ и узнал, что через день мне в числе восьми офицеров флота предстоит убыть по железной дороге в Севастополь и принять участие в переходе на ТОФ двух эсминцев 56 проекта и танкера «Алатырь».

Итак, нас было восемь человек: – шесть подводников и два морских лётчика. Группу возглавлял капитан 3 ранга Туманов Виктор Григорьевич, в то время старший помощник командира подводной лодки 613 проекта. В составе группы был капитан-лейтенант Штыров, остальные были старшими лейтенантами: – Ивлиев, Зотиков, Ходырев и я. Фамилии лётчиков запамятовал.

После томительного железнодорожного путешествия с пересадкой в Москве, мы собрались в Севастополе. Всех нас «нахлебников» определили в восьмиместный кубрик в кормовой части эсминца «Бурливый».

Ходырев по пути схватил дизентерию, «обклался», и был определён в госпиталь в Севастополе. В переходе не участвовал, вероятный театр военных действий не изучал, за интенсивностью судоходства не следил.

Накануне отплытия подводники дружно посетили ресторан «Волна», и там было принято единодушное решение: – все наличные деньги оставить в ресторане, а поэтому бросить курить, ибо на покупку табака «налички» не было.

 Большое плавание для изучения морских театров 

Наш переход прошёл через Суэцкий канал и далее без заходов в какие-либо порты. Заправку топливом и водой эсминцы осуществляли на ходу с танкера «Алатырь».

Через двое суток плавания все были злые и друг с другом не разговаривали, так как всем хотелось курить. Нас выручил финансист корабля – мичман, фамилии которого не помню. Он приносил нам одну пачку в день папирос «Прибой» (гвоздики), чему мы были очень рады. Этот мичман выручал нас во всём и был отличным компаньоном по «забиванию козла». 

Эскадренный миноносец 56 проекта 

Попутные истории 

Было на переходе много разных разностей. Описывать всё, видимо, ни к чему. Но о двух моментах нужно, по-моему, поведать.

Эпизод первый.

Танкер «Алатырь» – не «бездонная бочка», и он требовал дозаправки. Поэтому был запланирован его заход в порт Коломбо (остров Цейлон). Пройдя Красное море и выйдя в Индийский океан, мы, два эсминца, встали на якоря у восточного берега Африки на траверзе мыса Гвардафуй в четырёх милях от берега. А наш «кормилец» пошёл в Коломбо. Через сутки двинулись и мы. В Аравийском море нас здорово «тряхнуло», да так, что на верхнюю палубу все выходы были запрещены и закрыты. В кают-компанию (а она в носовой части) приходилось путешествовать через весь корабль, в том числе через два машинно-котельных отделения, где температура была +50 градусов.

Придя на внешний рейд Коломбо сразу после захода солнца, мы не обнаружили нашего танкера и стали ждать. Море успокоилось. К утру появился «Алатырь» и доложил, что задержка произошла из-за нашей «сверхбдительности» совместно с безалаберностью. А дело было в том, что военно-морской танкер шёл под красным государственным флагом, вроде как гражданское судно. Но на нём не было ни одной женщины, а военные мужики и курсанты какого-то училища были одеты в гражданскую одежду. Это обстоятельство послужило причиной ареста танкера. Портовые власти не хотели выпускать «Алатырь», и не выпускали, пока не вмешались представители МИД нашей страны.

«Алатырь», кроме топлива и воды, снабдил нас недозревшими овощами и фруктами, в том числе ананасами. Ананасами офицеров кормили четыре дня подряд. За обедом каждый должен был «слопать» целый фрукт весом примерно полтора килограмма. 

 

Индийский океан, лето 1957 года. Дозаправка эсминца с танкера «Алатырь» на ходу в ночных условиях

Но мы продолжили свой путь.

Эпизод второй.

На подходе к Малаккскому проливу нас застал День ВМФ. Кроме праздничных речей «политрабочих» и

«флотоводцев», а также соответствующего обеда, хотелось и 100 грамм пропустить. Выручил опять же финансист. Он принёс нам бутылку спирта, уже нагретую естественным образом градусов до тридцати, так как мы находились почти на экваторе, и было жарко. Питьевой воды у нас в кубрике не было, и везде её экономили. Мы решили набрать воды из конденсатной цистерны, пробный краник которой находился в тамбуре. Температура конденсата была около 70 градусов. Им и пришлось разбавлять «шило».

Первым поперхнулся Туманов, а вслед за ним и остальные. Но традиция не была нарушена, – День ВМФ отметили настоящим образом, да и голос никто не потерял до сих пор.

Прибыли во Владивосток, и с выпиской из вахтенного журнала побежали в финансовый отдел флота. Получили «морские» за 35 дней перехода (9512 миль) в размере 50 %. Отдали финансисту долги, и вечером в ресторане «Челюскин» («Интурист») собрались и отметили благополучное завершение столь важного задания командования. О выполнении его никто ничего не спрашивал, хотя мы добросовестно вели дневники, изучали лоции, фотографировали всё, что удавалось заснять.

Загорели мы так, что на нас все обращали внимание.

Начались флотские будни. Подводная лодка С-392 была принята в состав 126 ОБПЛ, базирующейся в заливе Владимира, куда мы и перешли. Меня назначили старшим помощником командира. Вскоре я сдал на допуск к самостоятельному управлению подводной лодкой 613 проекта. 

После классов – командир «Малютки» 

В 1959 году уехал на командирские классы. После их окончания на следующий год получил назначение в Находку в 171 БПЛ на должность командира «Малютки» М-280. Через год её отдали в Учебный отряд подводного плавания, а меня перевели командиром на М-287.

Малая подводная лодка «Малютка» 

Находка, подводная лодка М-287, 1961 год.

Обед на «Малютке». Слева направо: Анатолий Смирнов (командир БЧ-5), Анатолий Стеблянко (работник политотдела), Валентин Михайлов (командир ПЛ), Соляников (флагманский штурман) 

В 1962 году я был назначен командиром подводной лодки 613 проекта С-337  124 БПЛ в бухту Конюшково. 

Тихий океан, 1963 год.

Переход на Камчатку 

Подводная лодка С-337 после перехода на Камчатку швартуется в бухте Крашенинникова 

Назначен на атомоход 

На следующий год меня направили служить на атомные подводные лодки. Получил назначение командиром 123 экипажа АПЛ проекта 627А, и вместе с экипажем направили в Учебный центр города Обнинска осваивать атомную энергетику.

Камчатка, бухта Крашенинникова, 1963 год.

123 экипаж сформирован и готов к отправке в Учебный центр в город Обнинск

 После подготовки в Учебном центре нас отправили на Камчатку в 45 ДиПЛ, где экипаж расформировали, а потом сформировали заново для многоцелевой АПЛ 671 проекта.

Почти всех офицеров и меня в том числе назначили на строящуюся в Ленинграде АПЛ  К-53. Нас опять отправили на учёбу в Обнинск, где нам пришлось находиться три года, пока строилась лодка. 

Освоение АПЛ 671 проекта

 В 1967 году экипаж прибыл в Ленинград и приступил к испытаниям К-53, строившейся на Ленинградском Адмиралтейском объединении. Через год испытания были закончены, и корабль был принят в состав ВМФ.

Новейшая многоцелевая атомная подводная лодка проекта 671 идёт уже под военно-морским флагом

 После этого мы перешли на Северный флот на постоянное место базирования в Западной Лице.

 

Жена провожает командира подводной лодки на службу

Фрагмент снимка при прощании с экипажем подводной лодки К-53

 Переведён на преподавательскую работу

 В апреле 1970 года был переведён по болезни старшим преподавателем в Учебный центр города Палдиски, а в 1974 году направлен в Учебный центр города Сосновый бор. Здесь я прошёл путь от старшего преподавателя до начальника Учебного отдела.

 

Рига, 1984 год.

Юбилейная встреча рижских нахимовцев. Слева направо.

Первый ряд: Игорь Куликов, Александр Ежов (помощник офицера-воспитателя), Мищихин Александр Михайлович (командир роты), Анатолий Волков (помощник офицера-воспитателя). Валя Кривиженко, Вилен Чиж, Лёня Гайдук.

Второй ряд: Юрий Алёшин, Юрий Федоренко, Алексей Амелин, Станислав Иодзевич, Валя Михайлов, Юрий Громов, Юрий Сараев, Борис Зайцев, Владимир Чернов, Станислав Подсевальников, Евгений Дрюнин.

Третий ряд: Феликс Мартинсон, Володя Гравит, Борис Семёнович Пороцкий (командир роты в высшем училище), Игорь Цветков, Коля Шабанов, Альберт Акатов,

Рольф Цатис

В 1985 году был уволен в запас и остался жить в городе Сосновый Бор. Сначала более года работал в филиале Государственного оптического института, а затем почти десять лет на Ленинградской атомной электростанции.

 Дружеские связи и дела семейные

 В апреле 1997 года окончательно ушёл на пенсию.

Сосновый Бор, июль 2001 года.

Построение ветеранов Учебного центра в честь Дня ВМФ.

Председатель Совета ветеранов

капитан 1 ранга Михайлов В.Г. докладывает

бывшему командиру УЦ контр-адмиралу Лебедько В.Г.

 

Сосновый Бор, 17 июля 2000 года.

Здесь я с дочерью и внучкой во время 70-летнего юбилея

 

Занимаюсь огородничеством (на подсобных работах), ремонтирую старенький автомобиль.

В Сосновом Бору нас, однокашников, было пятеро: – Юра Портнов, Юра Павлов, Юра Олехнович, Володя Лебедько и я.

Кроме Павлова, мы все служили в Учебном центре, а Портнов там и сейчас работает по найму.

Олехнович оставил нас навсегда.

Связь поддерживаю в основном с Портновым.

Санкт-Петербург, Нахимовское училище, 03.12.05.

Во время празднования 60-летия основания Рижского Нахимовского училища.

Слева направо: Валентин Михайлов, Рудольф Сахаров, Людмила и Дмитрий Краско, Галя и Альберт Акатовы, Евгений Дрюнин, Вилен Чиж, Юрий Клубков

 Мои координаты: – даётся адрес и телефон.

 Прошу к нашему шалашу.

 Сосновый Бор

05.04.98.

 Материалы воспоминаний и фото получены от Михайловой Валентины Алексеевны 19.07.11.

Hosted by uCoz